Старые карты Бессарабии и Молдавии

История родного края в целом.

Модератор: rimty

kvitenol
Новичок
Новичок
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 18 июн 2019, 20:50

Re: Старые карты Бессарабии и Молдавии

Сообщение kvitenol » 21 июн 2019, 13:24

Здравствуйте!
Помогите пожалуйста найти Яссы на карте Молдавии, изданная в Вене в 1811 году, неким Abbe Herbitz

Аватара пользователя
steinchik
Почётный Гражданин
Почётный Гражданин
Сообщения: 9553
Зарегистрирован: 16 мар 2008, 04:53

Re: Старые карты Бессарабии и Молдавии

Сообщение steinchik » 21 июн 2019, 14:36

kvitenol писал(а):
Здравствуйте!
Помогите пожалуйста найти Яссы на карте Молдавии, изданная в Вене в 1811 году, неким Abbe Herbitz
Насколько я понял, часть карты с Яссами отсутствует. Поправьте меня, если я не ошибаюсь.

kvitenol
Новичок
Новичок
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 18 июн 2019, 20:50

Re: Старые карты Бессарабии и Молдавии

Сообщение kvitenol » 21 июн 2019, 16:23

Насколько я понял, часть карты с Яссами отсутствует. Поправьте меня, если я не ошибаюсь.
Я не нашел их там. Карта вся состоит из 4х листов.

kvitenol
Новичок
Новичок
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 18 июн 2019, 20:50

Re: Старые карты Бессарабии и Молдавии

Сообщение kvitenol » 22 июн 2019, 09:54

Хочу уточнить свой вопрос. Меня интересуют населенные пункты со сдвоенным "ss" в названии, или эсцет (ß) (ведь карта на немецком). На Яссах я остановился, потому что это наибольший населенный пункт со сдвоенным "ss" в названии и длительное время был столицей. Я не знаю, есть ли Яссы на карте 1811 года Abbe Herbitz. Штриховка на карте очень затрудняет чтение названий населенных пунктов. Я не могу почитать одну букву (третью) в названии села на этой карте. Озеро Катлабух, возле Измаила. На карте 1811 года Abbe Herbitz лист.
карта 1770 года_0_Gasin Paga.jpg
На другой карте 1811 года Riedle (карта тоже на немецком) в названии используется сдвоенное "ss"
1811_Riedle_Gasin paga.jpg
Если не ошибаюсь, карта выкладывалась на этом форуме. Если не выкладывалась, могу выложить. Помогите, пожалуйста правильно прочитать название (я не изучал немецкий, а здесь - ведь специализированный форум, посвященный этой тематике, т.е., территория Бессарабии) и, по-возможности, найти другие населенные пункты со сдвоенным "ss" в названии, или эсцет (ß) на карте 1811 года Abbe Herbitz . Заранее спасибо
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
NewKent
Местный
Местный
Сообщения: 557
Зарегистрирован: 27 сен 2010, 20:49
Откуда: Аккерман
Контактная информация:

Re: Старые карты Бессарабии и Молдавии

Сообщение NewKent » 22 июн 2019, 10:43

kvitenol писал(а):Помогите, пожалуйста правильно прочитать название
Это село было основано липованами на развалинах татарского аула. Носило название Гасан-Аспага (Hasan-Aspaga).

На приведенных картах название населенного пункта написано "со слуха" и превратилось в Gassin Paga.

Указом Президиума Верховного Совета УССР от 14.11.1945 года село Гасан-Аспага Суворовского района было переименовано в Першотравневе.

kvitenol
Новичок
Новичок
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 18 июн 2019, 20:50

Re: Старые карты Бессарабии и Молдавии

Сообщение kvitenol » 22 июн 2019, 11:29

NewKent писал(а):
kvitenol писал(а):Помогите, пожалуйста правильно прочитать название
Это село было основано липованами на развалинах татарского аула. Носило название Гасан-Аспага (Hasan-Aspaga).

На приведенных картах название населенного пункта написано "со слуха" и превратилось в Gassin Paga.

Указом Президиума Верховного Совета УССР от 14.11.1945 года село Гасан-Аспага Суворовского района было переименовано в Першотравневе.
В одном только ошибка. Это село к липованам никакого отношения не имеет. Это - абсолютно точно. Липоване - в соседней Муравлевке. Вы мой вопрос читали? Так все же, какая буква написана третьей на карте Abbe Herbitz 1811 года? (см выше)

Аватара пользователя
NewKent
Местный
Местный
Сообщения: 557
Зарегистрирован: 27 сен 2010, 20:49
Откуда: Аккерман
Контактная информация:

Re: Старые карты Бессарабии и Молдавии

Сообщение NewKent » 22 июн 2019, 11:44

kvitenol писал(а):Вы мой вопрос читали? Так все же, какая буква написана третьей на карте Abbe Herbitz 1811 года? (см выше)
Буква "S. Такая же как в названии Измаила на этом фрагменте.
Clip_17.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

kvitenol
Новичок
Новичок
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 18 июн 2019, 20:50

Re: Старые карты Бессарабии и Молдавии

Сообщение kvitenol » 22 июн 2019, 12:28

NewKent писал(а):
kvitenol писал(а):Вы мой вопрос читали? Так все же, какая буква написана третьей на карте Abbe Herbitz 1811 года? (см выше)
Буква "S. Такая же как в названии Измаила на этом фрагменте.
Clip_17.jpg
Так писали в средние века (и не немцы!; по крайней мере, та карта, на которую Вы ссылаетесь, не на немецком языке), и без этого завитка.
В букве в названии Измаила нет завитка
Ответ1.jpg
Это может эсцет (ß) , т.е., со сдвоенным "ss"???
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
NewKent
Местный
Местный
Сообщения: 557
Зарегистрирован: 27 сен 2010, 20:49
Откуда: Аккерман
Контактная информация:

Re: Старые карты Бессарабии и Молдавии

Сообщение NewKent » 22 июн 2019, 12:43

Да ведь на этой же карте куча примеров. Посмотрите как написано с двумя "S" название аула и озера Бурнас.
0_fb0fd_68e2fe1c_orig.jpeg.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

kvitenol
Новичок
Новичок
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 18 июн 2019, 20:50

Re: Старые карты Бессарабии и Молдавии

Сообщение kvitenol » 22 июн 2019, 12:51

NewKent писал(а):Да ведь на этой же карте куча примеров. Посмотрите как написано с двумя "S" название аула и озера Бурнас.
0_fb0fd_68e2fe1c_orig.jpeg.jpg
там больше похоже на f.

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 17834
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Старые карты Бессарабии и Молдавии

Сообщение rimty » 22 июн 2019, 14:00

Происхождение знака ß (эсцет) :
f s.JPG
У нас есть пользователь (junafen), в совершенстве владеющий немецким. Можно задать ему вопрос.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

junafen
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2091
Зарегистрирован: 21 сен 2009, 05:10

Re: Старые карты Бессарабии и Молдавии

Сообщение junafen » 22 июн 2019, 18:11

rimty писал(а):Происхождение знака ß (эсцет) :
f s.JPG
У нас есть пользователь (junafen), в совершенстве владеющий немецким. Можно задать ему вопрос.
Уважаемый kvitenol!

Наша многоуважаемая главный модератор - rimty права. Интересующая Вас 3-я буква (в соединении с 4-й буквой) передаёт звук "с". Примером точно такой же лигатуры может служить помещаемый мною во вложении современный городской уличный знак, обозначающий "Вальд Штрассе" (см. вложение).

В современном немецком языке наиболее распространённой буквой для передачи такой лигатуры является единая буква немецкого алфавита "ß" (так называемое "шарфес эс", т.е. "острое эс").

Тем не менее, существуют около десятка различных видов "возникновения" данной лигатуры, например "ſ + ʒ = ß" (см. во вложении в качестве примера городской указатель берлинской "петербургской" улицы). Зачастую, применение того или иного вида такой лигатуры зависит от предпочтений автора, географической местности (например, конкретных районов и местных наречий в Германии, Австрии, Швейцарии или Люксембурге), возможностей для использования того или иного печатного шрифта и т.п.

Вот здесь, в Википедии на немецком, есть картинка с изображением 18-ти различных подобных лигатур https://de.wikipedia.org/wiki/%C3%9F

Любопытно, что в отличие от слова "Штрассе" - Straße (т.е. улица), немецкое слово "Гассе" - Gasse (т.е. более короткая улица, переулок) пишется не через "ß", а через два "s", т.е. "ss".

Кстати, в современном немецком языке интересующее Вас название города Яссы пишется не через "ß", а через два "s", а именно: румынское - Iași, немецкое - Jassy, старонемецкое - Jassenmarkt (т.е. Ясская ярмарка"), русское - Яссы, венгерское - Jászvásár, армянское - Yash, турецкое - Yaş (Источник: Википедия на немецком на https://de.wikipedia.org/wiki/Ia%C8%99i).
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

junafen
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2091
Зарегистрирован: 21 сен 2009, 05:10

Re: Старые карты Бессарабии и Молдавии

Сообщение junafen » 22 июн 2019, 18:51

steinchik писал(а):
junafen писал(а):... как "Верхнего Царства"..., так и "Нижнего Царства"...
Прямо как в Древнем Египте! :)
Уважаемый steinchik! При чём тут Древний Египет? Вот, цитирую из Википедии: "История Молдавии" на https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1 ... 0%B8%D0%B8
Удачная внешняя политика привела к сближению с Византией, Польшей, Валахией, позже был заключён союз с Венгрией. Наступающая на Молдавию турецкая армия была повержена. За сорокалетнее правление Александра I Доброго Молдавское княжество стало сильнее и влиятельнее, а также избавилось от зависимости от Польши. После смерти Александра в 1442 году в княжестве началась война за престол, который поочерёдно занимали различные господари. Страна разделилась на два царства — Цара де Жос и Цара де Сус, которыми правили ассоциированные правители (подчёркнуто мною - junafen).

junafen
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2091
Зарегистрирован: 21 сен 2009, 05:10

Re: Старые карты Бессарабии и Молдавии

Сообщение junafen » 23 июн 2019, 01:26

Поясняю... Из ироничного замечания уважаемого г-на steinchik я понял, что ему не понравилось употребление мною слов "царство" при обозначении двух составных частей Молдавского княжества. Поэтому я и привёл выше цитату из опубликованной в Википедии "Истории Молдавии", где как раз употреблено слово "царство".

kvitenol
Новичок
Новичок
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 18 июн 2019, 20:50

Re: Старые карты Бессарабии и Молдавии

Сообщение kvitenol » 30 июн 2019, 21:46

После крымской войны южная Бессарабия отошла к Турции.
В 19м веке был австрийский картограф von W. Liebenow. В 1875 году он издает карту Karte der Europaïschen Türkei без Южной Бессарабии.
Евр Турция_1875.JPG
gallica

В 1878 году он все же добавляет Бессарабию к турецким территориям (аппендикс справа вверху).
Евр Турция_1878.JPG
https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b ... n%20Türkei

У меня вопрос. С чем может быть связана такая перемена у такого серьезного картографа ??? Ведь, в 1875 году Бессарабия была под протекторатом Турции (то есть в турецких владениях).
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

junafen
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2091
Зарегистрирован: 21 сен 2009, 05:10

Re: Старые карты Бессарабии и Молдавии

Сообщение junafen » 18 июл 2019, 01:13

Помещаю старинную карту той части бывших владений Османской Империи, которые в прошлом находились на европейском континенте, с обозначением на этой карте крупным планом Молдавии - Бессарабии.

Общий заголовок карты - "Turquie d'Europe" (т.е. "Европейская часть Турции"), а также сами названия Молдавии - Бессарабии выполнены на французском языке, а подзаголовок (внизу карты) - "des Osmanischen Reichs" (т.е. дословно "Османского Рейха") - на немецком.

Эта карта была выставлена в качестве экспоната у входа в краеведческий музей польского города Кракова, где я её и сфотографировал на телефон. Поскольку в прошлом Краков входил в состав Австро-Венгерской Империи, то карта была выполнена, скорее всего, австрийцами, которые обычно в то время очень внимательно следили за развитием общей обстановки на Балканах.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

kvitenol
Новичок
Новичок
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 18 июн 2019, 20:50

Re: Старые карты Бессарабии и Молдавии

Сообщение kvitenol » 29 авг 2019, 09:41

34.jpg
Карта из книги Дмитриев П.Г., "Народонаселение Молдавии", Кишинев, Штиинца, 1973, стр. 34
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

kvitenol
Новичок
Новичок
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 18 июн 2019, 20:50

Re: Старые карты Бессарабии и Молдавии

Сообщение kvitenol » 29 авг 2019, 10:01

Из сборника дкументов Румянцева
Издание: Фельдмаршал Румянцев. Сборник документов и материалов. М. ОГИЗ Государственное издательство политической литературы. 1947
6.jpg
СХЕМА РАСПОЛОЖЕНИЯ ЦИНУТОВ (уездов)

ПРИЛОЖЕНИЕ К КАРТЕ № 8

1. Дорогойской цынут (уезд)

2. Ботушанской цынут (уезд)

3. Ясской цынут (уезд)

4. Сорокинской цынут (уезд)

5. Гирловской цынут (уезд)

6. Карлигатура цынут (уезд)

7. Орхейской цынут (уезд)

8 Васлуйской цинут (уезд)

9 Лапушинской цынут (уезд)

10 Тутовской цынут (уезд)

11 Птунинской цынут (уезд)

12 Текучинской цынут (уезд)

13. Фальчинской цынут (уезд)

14. Когорлуйской цынут (уезд)

maprum9.jpg
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty ... amemap.htm
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty ... karten.htm
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty ... okumentov/
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

kvitenol
Новичок
Новичок
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 18 июн 2019, 20:50

Re: Старые карты Бессарабии и Молдавии

Сообщение kvitenol » 29 авг 2019, 19:41

Карта Молдавии Д. Кантемира
Moldavia-F17-24.jpg
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

kvitenol
Новичок
Новичок
Сообщения: 11
Зарегистрирован: 18 июн 2019, 20:50

Re: Старые карты Бессарабии и Молдавии

Сообщение kvitenol » 29 авг 2019, 19:46

карта 1770 года
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Ответить

Вернуться в «История Бессарабии и Молдовы»