История Пруто-Днестровского междуречья

История родного края в целом.

Модератор: rimty

Дмитрий Л.
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 4174
Зарегистрирован: 13 ноя 2008, 22:29
Откуда: Кишиневъ

Re: История Пруто-Днестровского междуречья

Сообщение Дмитрий Л. » 09 дек 2011, 16:11

О древних славянах в Молдавии

О проживании славян в Днестровско-Карпатских землях давно известно из сообщений византийских авторов и русских летописей (Федоров, 1960, с.173-184; Рафалович, 1972, с.8-20; Седов, 1982, с.129-132). Надежные подтверждения письменным данным были получены благодаря многочисленным археологическим источникам, которые впервые начали изучаться лишь в послевоенное время. К настоящему времени, в результате многолетних археологических исследований, на этой территории выявлено довольно значительное число различных славянских памятников и на десятках из них проведены археологические раскопки (Тельнов, 1988, с.3). Учитывая изученный археологический материал и сопоставляя его с письменными источниками о древних славянах, можно представить более или менее достоверно историю славянского населения края.

По мнению исследователей до середины первого тысячелетия нашей эры можно говорить лишь об отдельных элементах славянской культуры и эпизодических появлениях незначительных групп славянского населения в регионе (Федоров, 1960, с.65, 170-172).

Картина заметно меняется во время заключительного этапа "великого переселения народов", когда славяне занимают в нем ведущую роль и начинают расселяться на значительные пространства (Седов, 1995, с.3-6).

Днстровско-Карпатские земли после разрушительного нашествия гуннов почти полностью опустели. В конце V - начале VI в. эти земли интенсивно начинают заселяться славянами. Славяне, исконные земледельцы, хотя и продвигались относительно медленно, но зато прочно осваивали заселенную территорию и приносили в район своей колонизации экономическую и социальную стабилизацию, необходимую для существования оседлого земледельческого хозяйства. К концу VI - началу VII в., заселив значительную часть территории Днестровско-Карпатских земель, славяне, сломив границу Византийской империи на Дунае, заселили значительную часть территории Балканского полуострова (Третьяков, 1982, с.92-94).

Письменные источники указывают, что земли к северу от Дуная были заселены славянскими племенами склавенов и антов. Готский историк VI в. Иордан писал: "Склавены живут от города Новиетуна и озера именуемого Мурсианским, до Данастра, а на север - до Висклы; вместо городов у них болота и леса. Анты же - сильнейшие из обоих - распространяются от Данастра до Данапра, там, где Понтийское море образует излучину ..." (Иордан, 1960, с.72). Из этого сообщения ясно, что в VI в. владения склавенов и антов между собой соприкасались, и пограничной рекой между ними был Днестр.

В иных византийских источниках этого времени анты неоднократно упоминаются на землях, расположенных западнее Днестра. Так, Прокопий сообщает: "... славяне и анты ... имеют свои жилища по ту сторону реки Дуная, недалеко от его берега" (Прокопий из Кесарии, 1950, с.156), или в другом месте: "... жившие по Истру варвары гунны, анты и славяне ... наносили римлянам неисцелимый вред ..." (Прокопий из Кесарии, 1950, с.295). Таким образом, Прокопий указывает, что места соприкосновения склавенов и антов располагались в нижнем течении Дуная. Он четко различает склавенов и антов, но уже ничего не сообщает о Днестре как о пограничной реке между двумя союзными племенами.

Археологические исследования позволили выделить материальную культуру антов, которая получила наименование пеньковской и материальную культуру склавенов, которая именуется пражско-корчакской. Ареал этих культур совпадает в основном с данными письменных источников о размещении антов и склавенов (Русанов, 1976, с.12-55, 85-112; Седов, 1979, с.101-133).

Таким образом, по имеющимся данным, Днестровско-Карпатские земли в VI.VII вв. Были заселены представителями двух военно-политических объединений славянских племен - антами и склавенами. Причем Днестровско-Прутское междуречье было заселено в значительной степени антами, хотя нередки здесь и склавенские поселения, а в южной части междуречья проживали и, очевидно, контактировали со славянами и кочевники. К западу от Прута значительнее распространены склавенские поселения.

В Нижнем Подунавье проживали и склавены, и анты, которые сосуществовали, очевидно, с другими народами (Тельнов и др., 2002, с.10-27).

После расселения славян они занимали большую территорию в Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европе. Со временем во многом единая славянская культура претерпела определенные изменения, и славянские племена разделились на восточных, западных и южных славян. Древнерусская летопись "Повесть временных лет" при перечислении и локализации восточнославянских племен на юго-западе восточнославянского ареала размещает тиверцев и уличей. О тиверцах говорится, что они "... седяху бо по Днестру, приседяху къ Дунаеви. Бе множъство ихъ: седяху бо по Днестру оли до моря, и суть гарди их до сего дне." (Повесть временных лет, Т.I, 1950, с.14). О размещении тиверцев на этой же территории во второй половине IX в. говорит и анонимный баварский географ (Шафарик, 1948, Т.2 с.136).

Уличи первоначально, до X в. проживали в Поднепровье. Племенные союзы тиверцев и уличей долго сохраняли свою независимость от Киева. В летописи под 885 г. сообщается, что Олег подчинил полян, древлян, северян и радимичей, а "съ уличи и теверци имяще рать" (Повесть временных лет, 1950, Т.I, с. 20-21). Со временем тиверцы признали верховную власть Киева, но еще не были включены в состав государства.

Так во время похода 907 г. на Царьград тиверцы принимали участие в качестве союзников киевского князя, тогда как остальные древнерусские племена вошли в состав киевского войска. Тиверцы вошли в состав Древнерусского государства до начала 40-х годов X в., так как летопись во время похода на Царьград в 944 г. упоминает их уже в составе войска киевского князя. По данным "Повести временных лет" еще в 940 г. киевский князь Игорь "... съ уличи и съ древляны имеяше рать". И лишь после взятия воеводой Игоря, Свенельдом, их главного города Пересечена, уличи переселились на территорию между Бугом и Днестром: "И беша седяще уличи по Днепру вънизъ, и по семь преидоша межю Бъгъ и Дънестръ, и седоша тамо" (Шахматов, 1919, с.373).

На территории Днестровско-Прутского междуречья известно значительное количество восточнославянских тиверских поселений, представленных древностями типа Луки-Райковецкой. Большинство из них являлись неукрепленными селищами, но к концу IX - началу X в., когда складывалась древнерусская культура у тиверцев появляются и укрепленные поселения - городища. Городища располагались среди группы неукрепленных поселений и являлись убежищами для их населения (Алчедар, Екимауцы, Царевка, Рудь и т.д.). Тиверские поселения преобладали в северной и центральной лесостепной части Молдавии. На юге Днестровско-Карпатского региона в IX-X вв. значительнее были распространены поселения южных славян, которые по облику материальной культуры очень близки культуре Первого Болгарского царства, занимавшей Северо-Восточную Болгарию и Нижнее Подунавье. Южнославянские памятники в Днестровско-Прутском междуречье представлены в основном неукрепленными поселениями. Наряду с преобладающими славянскими традициями в южнославянской культуре заметны тюрко-болгарские культурные черты. Несмотря на это, южнославянская культура, как и восточнославянская имеет довольно выраженный общеславянский облик (Федоров, Чеботаренко, 1974, с.7-8, 40-52).

Как письменные источники, так и археологические данные свидетельствуют о том, что славяне были оседлым земледельческим народом. Их хозяйство было основано на пахотном земледелии и приселищном скотоводстве. Поселения, как правило, располагались рядом с плодородными участками, удобными для земледелия и с заливными лугами, пригодными для выпаса скота и заготовки сена на зиму. К концу VI столетия, византийские авторы стали говорить о землях задунайских славян как о богатом земледельческом крае. Так Псевдо-Маврикий отмечал у них "... большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы" (Мишулин, 1941, с.253). Выращивали славяне пшеницу, рожь, ячмень, просо, овес, горох, лен, коноплю. Известно им было овощеводство и садоводство. Второй важнейшей отраслью производственной деятельности славян Днестровско-Карпатских земель было скотоводство, с преобладающим разведением крупного рогатого скота, свойственное, как правило, именно оседлому населению. Об этом свидетельствуют как византийские авторы, так и анализ костных остатков из славянских поселений Днестровско-Прутского междуречья. В стаде преобладал крупный рогатый скот, служивший, очевидно, и тягловой силой при пахотном земледелии. Второе место занимали свиньи, затем мелкий рогатый скот и лошади. Охота, рыболовство и бортничество занимали в хозяйстве древних славян хотя и важное, но второстепенное место.

Развитие пахотного земледелия и повышение его продуктивности создало условия для выделения ремесла в рамках примитивного натурального хозяйства славянских поселений. Металлодобыча и обработка металла находились в руках кузнецов-универсалов, а сами ремесла еще не вышли из общинной стадии. Среди видов домашнего производства у славян были распространены прядение и ткачество, обработка кожи, камня, кости, дерева и т.д.

К концу IX началу X в. произошло дальнейшее развитие ремесленного производства, отразившееся в разнообразных орудиях труда и ремесленной продукции, в появлении ремесленных мастерских и центров с концентрацией нескольких видов ремесел (Алчедар, Скок, Рудь ХХ и т.д.) Изделия из цветных металлов в этот период все чаще изготавливались не кузнецами-универсалами, а специалистами-ювелирами, на что указывают украшения, при производстве которых применялся ряд сложных операций.

Заметное развитие получило и керамическое производство. В это время входит в употребление гончарный круг и гончарные горны, а керамическое производство начинает выделяться в самостоятельное ремесло.

В этот период процесс отделения ремесла от сельского хозяйства охватил, вероятно, наиболее развитые виды ремесленно деятельности - металлургию, кузнечное, ювелирное и гончарное дело. Следствием обособления ремесла было зарождение товарного производства и внутреннего обмена, который мог существовать посредством меновой торговли.

В VI-VII вв. славяне жили семейными родовыми общинами, достигавшими нескольких десятков человек. Такая община представляла собой небольшое поселение, состоящее из 15-20 жилищ. Хозяйственные и производственные постройки в таких поселках были общими для всей общины. Со временем родовая община славян в Днестровско-Прутском междуречье начинает распадаться. Совершается переход от родовой к соседской общине, в которую входили семьи не связанные родством. Эта община состояла из семей-соседей, живших на одной земле и владевших ею сообща. Хотя уже каждая семья обрабатывала свой участок и собирала урожай с него только для себя. Развитие общественных отношений у славян в VIII-IX вв. и переход к соседской территориальной общине привели к появлению больших поселений. Начиная с IX в. у восточных славян в Днестровско-Карпатском регионе зарождаются феодальные отношения. В соседской общине выделяются со временем зажиточные семьи, составившие общинную знать. Из ее среды избирают военных вождей - князей, наделенных властью над остальными общинниками. Значительная часть лучшей земли со временем попадает в руки старейшин и князей. Все более заметной становится имущественная и социальная дифференциация. Возникают первые предгосударственные объединения племен, которые в русской летописи названы княжениями. Процессы социально-экономического развития у южнославянского населения Днестровско-Прутского междуречья проходили в подобном же русле.

Возникнув в первой половине IX в., Киевская Русь в X в. переживала процесс интеграции, формирования своей государственной территории. В X в. древнерусское государство вело войны не только за сохранение своей целостности, но также и за распространение власти на другие племенные союзы-княжества восточных славян. Последними, как уже упоминалось, вошли в его состав уличи и тиверцы. В этот период границы Киевского государства простирались непосредственно до Дуная. Территория тиверцев и уличей для Киевского государства имела стратегическое значение ввиду ее удобного расположения по отношению к важным торговым путям, близости к морю и соседства с землями южных и западных славян. Владение этой территорией способствовало развитию и укреплению экономических и культурных связей молодого Древнерусского государства с другими раннефеодальными государствами. Понимая все это и стремясь укрепить свою власть на нижнем Дунае, киевский князь Святослав говорит: "... Хочу жити в Переяславци на Дунаи, яко то есть середа земли моей, яко ту вся благая сходятся: от Грек - злато, поволоки, вина и овощеве разноличныя, из Чех же, из Угорь - серебро и комони, из Руси же - скора и воск, медъ и челядъ" (Повесть временных лет, 1950, с.39-40). И позже эта территория не теряла своего ключевого значения для Древнерусского государства. Ведя борьбу за его единство и укрепление, в начале XII в. Владимир Мономах, по выражению летописи: "... посажа посадники по Дунаю". Вхождение Поднестровья в состав Киевской Руси благотворно сказалось на культурных и экономических взаимоотношениях с центральными областями государства, а также на торговых и культурных связях Поднестровья с другими государствами: Первым Болгарским царством, Византией, Чехией, Венгрией и т.д. Здесь оживилось развитие феодальных отношений. Они более интенсивно проходили в экономическом развитии, в общественных отношениях, в дальнейшей специализации ремесел, в зарождении раннегородских центров и т.д. Материальная культура восточнославянского населения Днестровско-Прутского междуречья стала составной частью материальной культуры Древнерусского государства. Единообразие древнерусской культуры четко прослеживается от Поднестровья и Прикарпатья до Чернигова и Новгорода, т.е. в границах Древнерусского государства. Со времени вхождения восточнославянского населения Днестровско-Прутского междуречья в состав Киевского государства, оно приняло прямое участие в складывании древнерусской народности. Вместе с тем, расположение этих племен на юго-западной окраине восточнославянского мира, их этнические контакты с соседями и политическая обстановка в регионе способствовали усложнению этногенетических процессов. Особенно осложняли ситуацию кочевники. Под их давлением значительная часть славянского населения вынуждена была переселиться в пределы Галицкого княжества и другие более безопасные места. Но тем не менее определенная его часть оставалась в более или менее защищенных местах и приняла непосредственное участие в складывании молдавской народности и создании Молдавского государства.


http://www.auditorium.ru/aud/v/index.ph ... hesis=4040

Аватара пользователя
Дуболом
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1376
Зарегистрирован: 27 апр 2009, 19:04

Re: История Пруто-Днестровского междуречья

Сообщение Дуболом » 05 авг 2012, 20:54

Интересный проект.
Видимо так и не состоявшийся? :(

Аватара пользователя
ris55
Почётный Гражданин
Почётный Гражданин
Сообщения: 8282
Зарегистрирован: 30 апр 2009, 20:23
Откуда: Кишинев

Re: История Пруто-Днестровского междуречья

Сообщение ris55 » 05 авг 2012, 21:27

Дуболом писал(а):Интересный проект.
Видимо так и не состоявшийся? :(
Видимо да :unknown: А жаль :sorry:

Аватара пользователя
adelina
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1555
Зарегистрирован: 26 дек 2009, 02:07

Re: История Пруто-Днестровского междуречья

Сообщение adelina » 30 янв 2014, 19:04

«Бессарабская Конституция» — «Устав образования Бессарабской области» — правовой акт, определивший статус Бессарабии в составе Российской империи в 1818-1828 годах.
Уставъ образованiя Бессарабской области 1818.jpg
текст
Автономию Бессарабии отменили в 1828 г., когда был утвержден проект нового устава для Бессарабии: «Учреждение для управления Бессарабской областью».
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
venberg_r
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2414
Зарегистрирован: 06 фев 2020, 23:05

Re: История Пруто-Днестровского междуречья

Сообщение venberg_r » 02 май 2020, 00:24

История значимых событий Бессарабии.
Из описания 1862
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение

Аватара пользователя
venberg_r
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2414
Зарегистрирован: 06 фев 2020, 23:05

Re: История Пруто-Днестровского междуречья

Сообщение venberg_r » 28 окт 2020, 09:05

Съезд европейских монархов в Луцке состоялся в 1429 году в замке Любарта. Его целью было решение политических и экономических вопросов государств центрально-восточной Европы.
Хозяевами были Витовт с литовскими и русскими княжескими родами: Гольшанских, Сангушек, Четвертинских, Чарторыйских, Острожских, Друцких, Курцевичей, шляхетский род Кердеев, а также луцкие католический, православный, армянский епископы, еврейское духовенство.

Королевство Польское. Король Владислав II Ягайло, краковский епископ Збигнев Олесницкий, Ян Тарновский, воевода краковский, сенатор Войцех Ястшембец, представители семей Михаловских, Остророга, Самотульских, князь легницкий (вассал чешского короля), воевода брест-куявский, герцог поморский.
Священная Римская империя, Венгрия. Будущий император и король римский, чешский, венгерский Сигизмунд с женой Барбарой, немецкие, чешские рода, венгерские, хорватские, австрийские паны
Датское королевство. Король датский и шведский Эрик VII.
Ливонский Орден. Магистр Ордена Зигфрид Ландер фон Шпонхейм со своими рыцарями.
Тевтонский Орден. Командор Балге.
Папа Римский Мартин V прислал посланника легата Андрея Доминикана.
Византийская империя. Представители императора Иоанна VIII.
Великое княжество Московское. Великий князь Василий II Васильевич, митрополит Фотий.
Великое княжество Рязанское. Великий князь Иван Фёдорович.
Великое княжество Тверское. Великий князь Борис Александрович.
Одоевское княжество. Князь Юрий Романович.
Татарські хани Перекопської, Донської, Волзької орд.
Moldavian delegates
По составу делегаций -средневековый ЕС ..
и главную роль в том ЕС получается, играл ВКЛ
Интересное время и события. Времена правления Александра Чел Бун -дедушки Великого Штефана
За тридцать лет до этого Витовт, решил, что может в союзе с Тохтамышем (тем самым, что Москву сжег) расширить владения ВК Литовского за счет Золотой Орды подвассальной Тимуру Тамерлану, который ранее уже разгромил Тохтамыша .
Пойдем пленити землю Татарьскую, победим царя Темирь Кутлуя, возьмем царство его и разделим богатство и имение его, и посадим в Орде на царстве его царя Тахтамыша, и на Кафе, и на Озове, и на Крыму и на Азтара-кани, и на Заяицкой Орде, и на всем Приморий, и на Казани, и то будет все наше и царь наш
Не получилось на Востоке. Едва спасся. Через десять лет обратил взор на север и в Грюнвальдской битве поднял авторитет ВКЛ
Конечно, с таким сильным соседом Александр Добрый должен был дружить.
НО что то пошло не так, к концу правления Александра, литовский князь Витовт занял враждебную позицию то ли из за семейных дел
Олександр Добрий одруживсяна сестрі литовського князя Вітовта Рінгалла. Однак шлюб тривав недовго і у 1421 р він кинув дружину. В помсту Вітовт публічно пообіцяв помститися недавньому родичу за таку образу..
то ли из за невыполнения союзного долга
У боротьбі з турками Молдавія за угодою 1412 року мала виступати на боці Сигізмунда. Але вона не виконувала зобов'язання
То ли просто решили не считаться, из за разницы в размерах

На этом первом саммите ЕС, обсуждали и вопросы торговли, и ответные меры против османов.
И при этом первый вопрос на повестке по предложению императора Римской империи Сигизмунда - разделить Молдавию между Польшей и Венгрией.

Любопытно, что называется "Валашский вопрос", хотя речь идет только о Молдавском княжестве.

Со смертью Витовта, эти планы не сбылись.. а организаторские таланты и поражения Сигизмунда не смогли быть убедительными, плюс у него начались гуситские войны...
Как удалось дедушке Штефана сманеврировать между турками и праЕС, сохранить Молдову и остаться при власти - просто чудо.
Румынская вики по такому событию почему то не информирует.

Впервые узнал о таком масштабном для средневековой Европы мероприятии и планам по аннексии Молдовы. 1429 год. В год рождения Штефана Чел Маре.

Аватара пользователя
venberg_r
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2414
Зарегистрирован: 06 фев 2020, 23:05

Re: История Пруто-Днестровского междуречья

Сообщение venberg_r » 30 окт 2020, 03:14

Краткая История с точки зрения современной Турции.

BOĞDAN

название Молдавии.
переводится с турецкого БЫК.

Княжество связано с Османской империей. Его старое название было Молдавия, а когда она попала под власть Османской империи, она называлась Молдавией. В османских исторических источниках этот регион обычно называют Кара-Молдавией. Слово земля в этом выражении означает покорность, сдача. В европейских источниках он упоминается как Валахия (страна валахов).

Венгерское королевство, находившееся в руках французско-итальянской семьи Анжу, создало военный гарнизон на востоке Карпатских гор, чтобы предотвратить постоянные атаки с востока. Кроме того, чтобы христианизировать атеистическое племя и валашцев на юге региона, где расположен этот гарнизон, в 1227 году Папа установил епископа половцев в этом регионе. Через некоторое время Бату Хан, правитель Алтынорду, закрыл эту епархию. Влахи в регионе восстали против венгерского короля Лайоша и оставили свою администрацию, поселились в Молдавии и основали независимое государство. Это государство с момента своего основания подвергалось различным атакам. От этих нападений со стороны государства Польши, Венгрии и Золотой Орды молдавскому государству было очень трудно защищаться.
Стало быть, Османская империя взяла эти территории для защиты, ага...)
В начале пятнадцатого века османские налетчики стали появляться в районах возле Молдавии (Молдавия). Принц Молдавии, прежде чем вступить в прямой контакт с османами, сначала присоединился к организации мудафы против османов. Войвода Александру чел Бун обещал помочь венгерскому королю Сигизмунду и польскому королю Владиславу Вагелло против нападения османов с подписанием Люблинского мирного договора в 1412 году. Если бы он не помог, эти два короля разделили бы земли, принадлежащие княжеству Молдавия.

После поражения валашского воеводства Михайла во время правления Челеби султана Мехмеда османская армия захватила Добруджу и крепости нижнего Дуная. Акинджылар, впервые вошедший на территорию Молдавии в этот день, осадил Аккерман и его гавань, но захватить город им не удалось. После завоевания Стамбула, во время второго похода султана-завоевателя Мехмеда-хана в Сербию в 1455 году, княжество Молдавия согласилось подчиниться османам, как Валахия. Принятие Молдавией уплаты налогов в размере двух тысяч золотых (sloti) османам в год и признание падишах как metb было большим опустошением для венгерских и польских королей, которые утверждали, что владеют этим княжеством в изобилии. Таким образом, Молдавия закрывала Черное море для этих государств. Признание Молдавией османского владычества; Он сделал Османскую империю владыкой северо-западной части Черного моря и сделал ее соседом Крыма и Польши. Фатих Султан Мехмед Хан,Он не вмешивался во внутренние дела Молдавии и оставил ее как привилегированное государство под властью местных князей.

Стефан Маре, воевода Молдавии, платил налоги Османской империи. Позже, особенно с османами, Венецией, Неаполем и папой на море; Воспользовавшись временем, когда он воевал на суше с венграми и албанцами, он попытался вернуть себе независимость. Он прогулялся по открытому воеводству Валахия и похитил его из родного города. Об этой ситуации сообщил падишах. Когда спросили причину; Стефан Маре сообщил, что бандит напал, чтобы наказать его за разрушение его земли. После этого Османское государство потребовало компенсации. После того, как польский король, который защищал князя Молдавии, хотел вмешаться, в регион было послано войско под командованием Хадима Сулеймана-паши, губернатора Румелии (1475 г.). Когда османская армия потерпела поражение от князя Молдавии, он поднял гордость князя. Стефан Маре,Зная, что на этом работа не закончится, хотя он обращался к Папе и христианским государствам и просил о помощи, от христианского мира никакой помощи не поступало.

После поражения Сулеймана-паши султан Мехмед Завоеватель отправился в свой первый поход в Молдавию весной 1476 года. Когда армия подошла к Варне, туда прибыл и польский посланник. Султан сделал послу следующие три предложения: 1- Уплата налогов, 2- Возвращение генуэзских пленных, 3- Выдача Кили. Когда молдавский посланник отказался принять это предложение, армия вошла на территорию Молдавии и начала наступление. Зная, что он не сможет удержать османскую армию, принц отступил, разрушив окрестности и подняв продукты питания в горы. Однако в армии не было недостатка, так как припасы доставлялись через Дунай. Князь Стефан вошел в лес за крутой горой, вырыл траншеи, называемые укрепленными и жилыми, и построил препятствия из деревьев и машин. Узнав об этой ситуации, падишах повернул армию в этом направлении. В соглашении между двумя сторонамиАнатолийские и Румелийские феодальные владения приложили немало усилий. Передняя часть леса была непроходимой, поэтому янычарам приходилось лечь лицом вниз перед пушечным огнем. Когда Завоеватель выдвинул свою лошадь, как это было при осаде Белграда, янычары встали и перешли в наступление. Когда феодальные сипахи также поддержали атаку, вскоре после этого армия принца потерпела тяжелое поражение. Султан, пробывший в Молдавии два месяца, вернулся, не достигнув своей цели после того, как среди солдат разразилась чума.Вскоре армия князя потерпела тяжелое поражение. Султан, пробывший в Молдавии два месяца, вернулся, не достигнув своей цели после того, как среди солдат разразилась чума.Вскоре армия князя потерпела тяжелое поражение. Султан, пробывший в Молдавии два месяца, вернулся, не достигнув своей цели после того, как среди солдат разразилась чума.

Османы, занявшие большую часть побережья Черного моря, должны были захватить некоторые из важных прибрежных городов на польском пути как для торговли, так и для экспедиций. Приобретение торговых пристаней, которые являются источником жизненной силы Молдавии, неизбежно поставило бы это княжество под османское влияние. Султан Баязид II, подписавший мирный договор с Польшей, Венгрией и Венецией в 1483 году, весной 1484 года отправился во второй поход на Молдавию. 6 июля 1484 года армия подошла к Кили, к северному берегу Дуная и Черноморским воротам Молдавии. Замок был осажден с суши и с моря. Понимая, что устоять не может, командующий замком 15 июля сдал город.Позже османская армия осадила Аккерманскую крепость, которая располагалась на берегу небольшого залива, образованного рекой Днестр, и до этого подвергалась трехкратной осаде (24 июля 1484 г.). Этот очень важный замок мог продержаться только четырнадцать дней против османской армии. Крымский хан Менгли-Гирей также участвовал в осаде замка. По обычаю, вновь приобретенные места были немедленно выделены, и султан вернулся в Эдирне.

После этих завоеваний Второго Баязидского хана у Молдавии не было земли на побережье Черного моря. Хотя молдавский князь проделал некоторую работу по отвоеванию Аккермана, ему это не удалось. Узнав об этой ситуации, Паша направил против Молдавии армию под командованием Хадима Али-паши. Понимая, что он не сможет противостоять этой армии, князь Стефан укрылся у короля Польши. Вернувшись в родной город после отъезда Али-паши из Молдавии, князь снова напал на замки Кили и Аккерман. После этого Малкочоглу Бали-бей, знаменитый вождь рейдеров Силистры санчакбей, был послан над Молдавией. Хотя князь Молдавии Стефан Маре просил помощи у польского и венгерского королей, помощь, на которую он надеялся, не была отправлена. Наконец он понял, что Османская империя была великолепным и непобедимым государством. Признавая суверенитет Османской империи, он согласился платить четыре тысячи налогов золотом каждый год.
Когда он умер в 1504 году, он завещал своему сыну не отдавать его родной город туркам, потому что они были более могущественными и мудрыми, чем другие народы. За некоторыми исключениями, все молдавские воеводы подчинились этой политической воле Штефана Чела Море. Во время османской кампании в Вену принц Петр Рареш подтвердил свою лояльность и сам заплатил налог (1530 г.). После этой даты принц Петр отказался от своей верности Османской империи и начал тайно общаться с австрийским императором Фердинандом. Когда стало известно, что молдавский принц Петр был причастен к убийству венецианца Алоизио Гритти, который был помещен в Будин османами и шпионил в пользу Османской империи, султан Сулейман Великолепный отправился в свой третий поход в Молдавию в июле 1538 года.Быстро двигаясь, османская армия переправилась через реки Дунай и Прут и вошла в Молдавию. Понимая, что он не сможет противостоять османским войскам, Рареш бежал в Трансильванию. Хотя валашский воевода разбил силы Рареша силой в три тысячи человек, Рареша не удалось поймать в результате предательства бояр. Султан завоевал Яш-Пазар и Чечав, центр княжества Молдавия. На престол Молды взошел и брат Рареша Стефан, который был послушным воеводами. В справке, выданной Стефану, было записано, что он сам принес и представил свой годовой налог через два года. После этой кампании были разрешены территориальные споры между Молдавией и османами. Было решено, что вода Прута подтягивалась Аккерманом до реки Днестр и были построены два замка в конце границы, и эта работа была отдана князю Молдавии.Он пересек реки Дунай и Прут и вошел в Молдавию. Понимая, что он не сможет противостоять османским войскам, Рареш бежал в Трансильванию. Хотя валашский воевода разбил силы Рареша силой в три тысячи человек, Рареш не был пойман в результате предательства бояр. Султан завоевал Яш Пазар и Чечав, центр княжества Молдавия.

Стефан, которого в «Локусе» прозвали Чекирге, был убит боярами, которые отреагировали, когда он покинул важную часть страны османам и был заменен третьим Александром. Хотя этот князь напал на замки Кили, Аккерман и Букак, ему это не удалось. Тем временем в старом воеводстве Рареш нашел способ искупить свою вину, приехав в Стамбул. Султан снова передал ему молдавское воеводство. Он также увеличил свой годовой налог до двенадцати тысяч дук. После Рареша его сменил воевода сын Илья. Поскольку Илья находился в Стамбуле в качестве заложника во время воеводства своего отца, он близко познакомился с Османской империей и исламом. Когда он был в воеводстве, по приказу султана Сулеймана Кануни австрийский император Фердинанд, действовавший в Эрделе в 1550 году, организовал кампанию против своих сторонников. Через некоторое время Илья, принявший ислам,Силистр стал санчакбей. Илья, оставаясь на этом посту пять лет, провел последние дни своей жизни в Алеппо и скончался там в 1562 году.

Те, кто стал молдавским воеводством после Ильи, вступили в различные движения из стремления к независимости. Войвода Иоан отказался увеличить ежегодный налог до восьмидесяти тысяч ниже и победил османские войска с помощью казахов. После этого второй Селим-хан, который в то время был султаном, направил на Молдавию войско под командованием Ахмед-паши, дунайских санджак-беков и крымского хана. Иоан был схвачен и казнен. Хотя Арон, сменивший его воевода, занимался различными делами, стремясь к независимости, он был убит принцем Эрделя Сигизмундом Ботори, который заподозрил его. Европейский союз, заключенный против Османской империи и под эгидой папы, в правление Мовилы, впоследствии ставшего воеводой, не получил важного результата. Командующий союзными войсками Михайль, добившийся успеха на некоторых позициях, доминировал в Эрделе в 1599 году и в Молдавии в 1600 году. Сам Валахия,Бодан и Эрдель объявили судьей. Однако его убил австрийский генерал Баста.

В семнадцатом веке в Молдавии не произошло значительных политических изменений. Польское королевство несколько раз вмешивалось во внутренние дела Молдавии и захватило крепость Хотин в Верхнем Днестре. Хотя султан Осман II хотел вернуть замок Хотин в 1620 году, он не смог добиться никаких результатов. В этом веке греческое влияние в Молдавии усилилось. Молдавская церковь была связана со стамбульским греческим патриархом. Монастыри строились в разных местах. Через некоторое время греки, занимающиеся торговлей, начали вмешиваться во внутренние дела Молдавии. Во время войн с поляками во время правления султана Мехмеда Четвертого, Хотин был возвращен и включен в состав Молдавии.

В 1681 году Георе Дука, один из князей Молдавии, османский султан подарил визирям три кирпича. По Букасскому договору Дука также был передан украинскому правительству. В Карловском договоре, подписанном в 1699 году, поляки настоятельно просили Османскую империю предоставить Молдавию. Однако Османская империя объявила, что Молдавия является свободной страной и что она подчиняется Османской империи не силой меча, а по просьбе, поэтому она не сдаст регион Польше. Димитрие Кантемир, получивший известность как Кучук Кантемироглу, потому что он долгое время оставался в Стамбуле, в то время был воеводой. Димитрий Кантемир объединился с российским царем Петром, в результате чего Россия впервые вмешалась в молдавскую политику. Согласно договору, он достиг бы своих границ в Молдавии, Дунае и Черном море. В движении с армией русского царя,Он был окружен 11 июля 1711 года в районе села Станлешти, недалеко от реки Прут, и потерпел тяжелое поражение. Молдавское воеводство бежало в Россию.

После этих инцидентов султан Ахмед третий передал молдавское воеводство греческим бекам, которые всегда могли находиться под контролем Стамбула, и срок воеводства был сокращен до трех лет. Эти князья остались верны Османской империи. Этот период, продолжавшийся до 1821 года, был назван эпохой греческих беев Фенерли.


После подписания Кучук-Кайнарджинского мирного договора с русскими в 1774 году было принято решение, что российские послы могут сделать некоторые интервенции в пользу Валашского и Молдавского воеводств и православных подданных Османской империи. Россия открыла консульства Молдавии и Валашии. В результате соглашения об эпохе, подписанного в 1792 году по окончании османско-русских войн, Россия стала прямым соседом Молдавии. В конце османско-русских войн во время правления султана Махмуда II русские захватили Молдавию и некоторые регионы Валахии. Эти регионы, Аккерман, Кили и Бендеры, были присоединены к России турецким народом. Русские назвали его государством Басарабья.

В результате восстания в Валахии эпоха греческих беев Фенерли закончилась в 1821 году. Султан Махмуд II вернул воеводство местным князьям. По Аккерманскому договору с Россией 1826 года срок воеводства был увеличен до семи лет. После Крымской войны, завершившейся Парижским договором 1856 года, русские должны были вернуть города Молдавии к Дунаю, Кагулу, Измаилу и Белграду. После этого Молдавия и Валахия подчинялись только Османской империи. В 1859 году Александра Лон Куза была назначена принцем Молдавии, включая три провинции Басарабии. В том же году Валахия перешла под управление этого принца. Этот принц отправился в Стамбул и посетил султана Абдулазиз Хана. Через некоторое время Молдавия и Валахия были объединены под названием Румыния в результате различной политической деятельности. Позже Куза покинул княжество.На его место был избран князь Кароль из немецкой династии. Принц Кароль вошел в столицу Румынии Бухарест 10 мая 1866 года. В Османско-русской войне 1877 года Румыния вступила в войну, взяв на себя обязательство о своей независимости от русских, сначала с подписанием Айестефаносского договора, а затем Берлинского договора 1878 года, независимость Румынии была признана. В 1881 году он стал королевством.

Молдавией правили князья, определявшие ныряние, называемые войводами. Князь получил свои полномочия от падиша и правил регионом, как и другие бейлербеи. Помощник падишаха приезжал в Сучаву, центр Молдавии, и ставил нового воеводы на трон, надевал хилат на его спину, красный шлем на голову и меч. Затем он читал тайин сульты всем боярам и тамошним великим священникам. Если он действовал вопреки приказу воеводы, его увольняли, казнили или сослали. Если преступление было слишком серьезным, османская армия вторглась в страну и накажла преступников. Было обязательно, чтобы воеводские солдаты были христианами и албанцами православной секты. Кроме того, здесь было сто янычар и турецкий мехтерхан, который походил на дворянскую дивизию князей. Они были отправлены из Стамбула. Внимательно наблюдая за дворцовой жизнью воевод,Двадцать четыре командира были переданы на войну через санчакбей на Дунае зашифрованными буквами. Двенадцать из них были из Стамбула и двенадцать - из крымских турецких офицеров. Во главе их стоял высокопоставленный правитель по имени Диван Эфенди. Каждый раз, когда менялся хозяин дивана, менялся и пароль, данный Стамбулом. Туркам запретили селиться в Молдавии. В этом регионе было много турок-купцов. Но они не могли приобрести землю.В этом регионе было много турок-купцов. Но они не могли приобрести землю.В этом регионе было много турок-купцов. Но они не могли приобрести землю.

Диван выбрал бы одну из семей, которые раньше были воеводством. Если бы увольнение не потребовалось, Войвода оставался бы на этой должности до конца своей молодости. Позже, во времена джентльменов фенерских греков, воеводство сократилось до трех лет. В протоколе Молдавия опережала Валахию. Молдавский воевода носил мундир янычар с белыми перьями. Большинство князей, назначенных в воеводства, знали турецкий язык.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
venberg_r
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2414
Зарегистрирован: 06 фев 2020, 23:05

Re: История Пруто-Днестровского междуречья

Сообщение venberg_r » 20 ноя 2020, 03:09

Польский взгляд на историю Молдовы.
Был удивлен сколько молдаване с поляками войн провели. и вместе и напротив.


Mołdawia lennem polskim
wojna polsko-węgiersko-mołdawska 1377 – walki tron mołdawski, Polacy i Węgrzy, pod dowództwem Władysława Opolczyka, wsparli Stefana II przeciwko Piotrowi I
wojna polsko-mołdawska 1431 – wyprawa Aleksandra Dobrego na Polskę (Ruś Czerwoną, Podole i Pokucie)
wojna polsko-mołdawska 1450 – walki o tron mołdawski, Kazimierz IV Jagiellończyk poparł starania Aleksandra II przeciwko Bogdanowi II
wojna polsko-turecka (1485–1503) – wojna toczona przez Polskę, wspieraną przez Litwę, Mazowsze i Krzyżaków z Turcją posiłkowaną przez Tatarów, Mołdawię i Wołoszczyznę.
Поводом к войне стала экспансия османов: в XV веке Стамбул взял под свой контроль Молдавское княжество, которое являлось ленником Польши.
В 1484 году турки заняли молдавские черноморские порты Килия и Белгород-Днестровский, ключи к землям поляков, русинов и татар, тем самым подрывая основу восточной польской торговли через Львов. Это заставило молдавского господаря Стефана III дать клятву верности польскому королю Казимиру IV Ягеллончику в Коломые 15 сентября 1485 года. Король обещал, среди прочего, помочь Стефану вернуться на престол. Казимир собрал ополчение и передал Стефану несколько тысяч польских наемных солдат под командованием Яна Карнковского, с помощью которых Стефан разбил турок в битве у Катлабуха в ноябре 1485 года.
1487 – bitwa pod Kopystrzyniem
1491 – bitwa pod Zasławiem
1494 – wyprawa bukowińska – wojna Jana Olbrachta przeciwko Stefanowi Wielkiemu
Ядром войска стала польская армия, усиленная 400 тевтонскими рыцарями во главе с великим магистром Иоганном фон Тифеном и 600 мазовецкими солдатами. Большинство польских солдат были ополченцами, но король собрал и наемные силы, а также подогнал около 200 орудий, в том числе две гигантских мортиры. Эти силы оцениваются в ок. 40,000 человек.

Единая армия 21 мая 1497 года вступила в Подолье и в течение второй недели августа перешла через Днестр. После вступления польских войск в Молдавию Стефан III отменил свои союзнические обязательства полякам и выступил на стороне Османской империи, обвинив польского короля в желании посадить на трон Молдавии своего сына Сигизмунда.

1497 – bitwa pod Koźminem
Mołdawia lennem tureckim
wojna polsko-mołdawska 1501-1509 – walka ze Stefanem Wielkim i jego następcą Bogdanem III




1509 – bitwa pod Chocimiem
wojna polsko-mołdawska 1530-1538 – wyprawy Piotra Raresza na Pokucie
1530 – bitwa pod Chocimiem
1531 – bitwa pod Gwoźdźcem
1531 – bitwa pod Obertynem
1535 – 2 wyprawy Piotra Raresza na Pokucie
1538 – wyprawa Piotra Raresza na Podole
1538 – bitwa nad Seretem
wojna polsko-mołdawska 1572 – wyprawa Mikołaja Mieleckiego
wojna polsko-mołdawska 1595 – wyprawa Jana Zamoyskiego
1595 – bitwa pod Suczawą
1595 – bitwa pod Cecorą

Mohyliady

I Mohyliada – wojna polsko-mołdawska 1595 – wyprawa Jana Zamoyskiego
1595 – bitwa pod Suczawą
1595 – bitwa pod Cecorą
II Mohyliada – Walki z Michałem Walecznym 1599-1600 – walki Rzeczypospolitej Obojga Narodów z Siedmiogrodem oraz Hospodarstwem Wołoskim i Mołdawskim
1599 – bitwa pod Selimbarem
1600 – bitwa pod Bukowem
1600 – bitwa nad rzeką Arges
III Mohyliada – wojna polsko-mołdawska 1607 – walki tron mołdawski, I wyprawa Stefana Potockiego
1607 – bitwa pod Stefanesti
IV Mohyliada – wojna polsko-mołdawska 1612 – walki tron mołdawski, II wyprawa Stefana Potockiego
1612 – bitwa pod Sasowym Rogiem
V Mohyliada - wojna polsko-mołdawska 1615-1616 – walki tron mołdawski, wyprawa Samuela Koreckiego
1615 – bitwa pod Chocimiem
1616 – bitwa pod Benderami
1616 – bitwa pod Sasowym Rogiem
Mohyliady в русской версии обозначаются Молдавские войны магнатов, поляки называюти могилиадами
Могилиада включает в себя военные экспедиции Польши, осуществленные по инициативе Яна Замойского при поддержке Джереми Могилы (I и II Могилы) и Шимона Могилы (II Могилиада), а также независимые экспедиции польских магнатов (Стефан Потоцкий и Самуил Корецкий - зятья Джереми) в поддержку последовательные представители рода Могила (III, IV и V Могилы).

Аватара пользователя
venberg_r
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2414
Зарегистрирован: 06 фев 2020, 23:05

Re: История Пруто-Днестровского междуречья

Сообщение venberg_r » 16 июл 2021, 19:01

Печать 1392 года.
Роман I Мушат, господарь Земли Молдавской
http://www.heraldicum.ru/moldova/images/roman1m.gif
Изображение
Изображение
слово "печать" читается без перевода

В 1370 году в Валахии при Владиславе I Басарабе (Vlaicu Voda, 1364-1377) был начат выпуск первых монет – серебряных динаров с изображением на аверсе герба Венгрии, а на реверсе изображался сидящий на рыцарском шлеме обернувшийся орёл с крестом в клюве.
Изображение


Спустя 7 лет, в 1377 году, в Молдове при Петре I Мушате (1375-1391) был начат выпуск серебряных монет – грошей, подобных по своей композиции валашским динарам, также с изображением на аверсе герба Венгрии, а на реверсе была изображена голова тура, сопровождаемая звездой, геральдической розой и полумесяцем.
Изображение
http://www.heraldicum.ru/moldova/images/moneta1.gif
монета Петру I
С этого времени изображение головы тура (быка) в сопровождении звезды, розы и полумесяца стало на века символом Молдовы, а изображение орла с крестом в клюве – символом Валахии.

Аватара пользователя
venberg_r
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2414
Зарегистрирован: 06 фев 2020, 23:05

Re: История Пруто-Днестровского междуречья

Сообщение venberg_r » 25 янв 2022, 18:31

Необычная книжка.

В гугле не знают такого профессора и таких работ. немецкий непонятен.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
venberg_r
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2414
Зарегистрирован: 06 фев 2020, 23:05

Re: История Пруто-Днестровского междуречья

Сообщение venberg_r » 25 янв 2022, 18:38

Свене́льд (др.-сканд. Sveinaldr) — воевода варяжского[1] происхождения X века в Древнерусском государстве, соправитель Святослава Игоревича.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Свенельд
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
venberg_r
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2414
Зарегистрирован: 06 фев 2020, 23:05

Re: История Пруто-Днестровского междуречья

Сообщение venberg_r » 14 фев 2023, 19:58

Молдавия в эпоху феодализма. Том 7, Выпуск 1

В книгах содержатся данные по переписям населения Молдавии 1772-1773 и 1774
В книгах есть поименные списки по населению, по боярству, мазылам, их слугам, по рупташам, царанам, по евреям и цыганам.


https://drive.google.com/file/d/1EypiId ... EuxI3/view

И вторая часть:
Молдова ын епока феудализмулуй. Вол. VII. Партя II. Реченсэминтеле популацией Молдовей дин аний 1772-1773 ши 1774

https://drive.google.com/file/d/1EypiId ... EuxI3/view

Аватара пользователя
venberg_r
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2414
Зарегистрирован: 06 фев 2020, 23:05

Re: История Пруто-Днестровского междуречья

Сообщение venberg_r » 22 сен 2023, 00:14

Русины Молдавии

Русины — сохранившаяся в обстановке относительной изоляции в определенных природных (горный ландшафт) и социальных
(иноконфессиональное и иноязычное окружение) условиях часть древнерусской народности.
Средневековая Молдавия в турецких документах именовалась Богдания, в русских — Волошская земля, иногда Малая Валахия, в
церковных документах — Росовлахия, Молдославия, Молдовлахия
(см. Мохов 1978: 88).


В 1395 г. при правлении господаря Штефана I Мушата (1394–1399) и в 1401 г. при Александре Добром (1400–1432) в актах Константинопольской патриаршей канцелярии в качестве названия страны употребляется Ρωσοβλαχία (см. Mihăescu et al. 1982: 244–
249, 266–267).
Ряд исследователей полагает, что название Росовлахия свидетельствует о том, что территория Карпато-Днестровских земель
канонически подчинялась Галицкой митрополии и ее назвали так, чтобы избежать путаницы с Валахией (Угровлахией – Ουγγρoβλαχία)
(см. Spinei 1982: 42). В церковном плане территория Молдавского княжества вначале канонически относилась к Галицкой митрополии и граничила с Галицкой Русью. В составе княжества оказалась часть галицкого Понизья. На территории исторической Молдавии
выявлено не только большое количество восточнославянских топонимов и гидронимов. Они повторяются и в Запрутской Молдове, и
на Украине. На это обратил внимание молдавский историк А. Городенко: «Ушица (в уезде Ботошань и в Черновицкой области), Бакота
(в той же области) и Бохотин (в уезде Яссы), Теребне — Теребовль и др.» (см. Городенко 2005: 88–89). Сюда же можно добавить и
гидронимы: реки Сирет (Серет) — левый приток Дуная, протекает по территории Украины и Румынии, Серет протекает по Львовской
и Тернопольской области; Малый Сирет (Серет) — правый приток Сирета (протекает по территории Сторожинецкого и Глыбокского
районов Черновицкой области) и Серет Правый (протекает по Зборовскому району Тернопольской области и Бродовскому Львовской
области Украины).
Венгерский король, называя в 1360 г. Молдавию «страной нашей молдавской», не внес дополнения в свой титул (напомним,
что венгерские короли с 1205 г. именовались и титулом «король Галиции и Лодомерии») (лат. Rex Galiciae et Lodomeriae. – С.С.).
Хотя самого Галицкого княжества к тому времени уже не существовало, под Галицией подразумевалась северо-западная часть
Карпато-Днестровских земель, ядро Молдавского княжества (см.Городенко 2005: 88–89).
Скорее всего, название Росовлахия указывало на существование к концу XIV в. в Карпато-Днестровских землях двух стран:

Росовлахии (Верхняя страна — Цара де Сус / Țara de Sus) на русинском севере и Мавровлахии (Молдовлахии) на юге (Нижняя страна
— Цара де Жос / Țara de Jos) (см. Gorodenco 2008: 86)



Помимо русинов и волохов, здесь проживали и другие этнические группы. Среди них — южные славяне (в основном болгары),
которые переселялись в южную часть Карпато-Днестровских земель не только в ХIV–XV вв., но и позже, особенно массово — в
конце XVIII – начале XIX в., татары, сасы (германоязычное население Трансильвании), цыгане, венгры, евреи, греки (см. Полевой
1979: 112).
Важным письменным источником по истории русинов молдавского средневекового государства является молдавская средневековая дипломатика. Это грамоты — жалованные, купчие, меновые, духовные, вкладные, деловые, или раздельные, межевые, несудимые, правые, тарханные, или льготные, описи движимого и недвижимого имущества в феодальных хозяйствах, уставные, кабальные
записи, или заемные закладные кабалы, договоры, заключавшиеся молдавскими господарями с властями других стран, господарские
грамоты и указы о сыске и возврате беглых крестьян и холопов их прежним владельцам и т.д. Их насчитывается огромное количество:
одних только грамот, договоров и прочего материала, относящегося ко второй половине XV в., обнаружено более трех тысяч (см. Грекул
1950: 18).
Официальным языком Валашского (образовано в 1310 г.) и Молдавского (1359 г.) княжеств с момента их образования до начала
XVIII в. был славянский, а языком церкви — церковнославянский.

Валашские грамоты писались на местном славянском говоре, родственном болгарскому (см. Бернштейн 1948: 77). В то же время
язык молдавской средневековой дипломатики большинство исследователей классифицируют как западнорусский (южнорусский,
восточнославянский, староукраинский, малорусский, русинский, что в принципе одно и то же) (см. Суляк 2016a: 73–97). Причем ряд
исследователей (в т.ч. русские слависты бессарабцы А.И. Яцимирский (1910: 155) и А.А. Кочубинский (1903: 396)) указывали, что в
основу языка молдавских грамот положен галицкий говор, т.е. язык местного русского (русинского) населения.

Само название этноса в молдавских господарских грамотах, как, впрочем, и в молдавских летописях, упоминается редко, да и то
в тех случаях, когда идет речь о выходцах из Галицкой Руси (ставшей частью Польши). Так, воевода Александр (Александрел) 23 февраля 1453 г. дает право Яцкову монастырю возле Сочавы, где есть храм Успения святой Богородицы, основать село в монастырских
владениях возле монастыря и разрешает звать из «чѵжеи земли или ѡт(ъ) Лѧдцкѵю Земли, или ѡт(ъ) нашеи земли» свободных людей,
мастеровых, кожухарей (портных, шивших кожухи, т.е. тулупы из овчины. – С.С.) или других ремесленников («или рѵсин(ъ), или
гръчин(ъ) или бѵд(и) какы Ѧзык(ъ)»), освобождая их от налогов (см. Șimanschi et al. 1976: 38). В 1597 г. господарь Иеремия Могила
(см. Черепнин 1978: 374–375) и в 1616 г. господарь Радул Михня подтверждают данные льготы, повторяя текст грамоты (см. Пашуто
1982: 113).

Румынский исследователь И. Иордан (Iordan 1963: 281–283), анализируя топонимы на территории исторических Валахии, Молдовы и Трансильвании, указывает на 80 названий, производных от Русь. На территории средневековой Молдавии этнические названия
носили всего 1,7% населенных пунктов. Наибольшее число топонимов с корнем рус-: Руси, Руши, Русканы, Рошиоры, Рошканы (всего
12 топонимов) (см. Полевой 1979: 103).
Говоря о распространении русинских названий (в оригинале: русско-рутенских. – С.С.) в топонимике, ясский профессор Маргарета Штефэнеску (Ştefănescu 1924: 202) констатировала, что они находятся в основном на молдавской территории (Запрутская Молдова, Буковина, Бессарабия). В Молдове, между Карпатами и Прутом, зафиксировано 312 русинских названий, 70 — с русинскими
суффиксами. В Бессарабии — 45, с русинскими суффиксами — 119.
Также русинские названия есть в населенных пунктах в Валахии, Добрудже и Трансильвании. Причем эти названия, как отмечает
исследователь, существовали здесь до прихода восточнороманского населения и позже были им усвоены, как и некоторая лексика.

Проанализировав названия сел Молдавии XIV–XV вв., Л.Л. Полевой (1979: 103) пришел к выводу, что 73,8% из них — восточнороманского происхождения, а 24,5% — славянского (в основном русинского). Села с русинским суффиксами -овцы/-евцы, -инцы/-
енцы составляли 12,5%. Данные названия упоминаются с конца XIV в., например Чюрсачевцы, Владимировцы, Букуровцы, Марышевцы, Добриновцы в грамоте Романа Воеводы от 30 марта 1392 г. В ней говорится о принадлежности Пруто-Днестровского междуречья Молдавскому княжеству: господарь Роман I называет себя владетелем всей Земли Молдавской «от планины (горные пастбища в Карпатах) до моря» (см. Cihodaru et al. 1975: 3).

Ко второй половине XV в. древнерусский суффикс -овцы, как считал молдавский лингвист Н.Д. Раевский (1988: 244), трансформируется в русинский -оуцы. Позже часть названий изменят русинский суффикс на производный от него молдавский -эуць. В свое
время молдавский исследователь А.И. Еремия (1967: 180) насчитал в Молдавской ССР 55 населенных пунктов с русинскими суффиксами -эуць (-еуць). Сегодня на территории Республики Молдова находится 56 населенных пунктов с русинскими суффиксами -эуць
(-еуць, -иуць), -инць. Они расположены они в 17 районах республики, в основном на севере страны (см. Суляк 2018: 147).
В Республике Молдавия сохранились села, в названиях которых присутствует корень рус-: Русень Единецкого района, Русень
Новоаненского района, Валя Русулуй Фалештского района, Руска Хынчештского района, Русештий Ной и Русештий Векь Яловенского района, Кёселия Русэ в АТО Гагаузия (см. Закон № 764).
Еще во второй половине XIX в. В.И. Кельсиев (1868: 288–289) и А.С. Будилович (1874: 136) обратили внимание на то, что буковинские русины называли свою православную веру волошской, молдавской. Исследователи объясняли это тем, что, когда в Молдавию пыталось проникнуть униатство под именем «русской» веры, русины его отвергли. Это усилило ассимиляционные процессы.

В конце 30-х гг. XVI в. Молдавское княжество окончательно попало под турецкое господство. Часть его земель стала райями,
отторгнутыми от Молдавии и управлявшимися турецкими военными властями. Это Белгород (переименованный турками в Аккерман, с 1484 г.), Килия (с 1484 г.), Тигина (Бендеры, с 1538 г.), Измаил (с 1595 г.) и Хотин (с 1715 г.). Степную равнину между устьями
Днестра и Дуная (Буджак) турецкий султан отдал ногайцам (позже получившим название буджакские татары; резиденция мурзы
была в Каушанах). Север княжества, регион компактного расселения русинов — Буковина (ныне Черновицкая область Украины и
Сучавский уезд Румынии) с первыми столицами Молдавии Байей, Сиретом и Сучавой — был оккупирован австрийскими войсками в
июле 1774 г. и присоединен к Австрийской империи 7 мая 1775 г. по соглашению с Турцией. К Австрии отошла территория в 10 438,8 кв.
км с 70 тыс. жителей (около 15% территории Молдавии). Территория между Прутом и Днестром, названная позже Бессарабией, вошла
в состав Российской империи в результате Русско-турецкой войны 1806–1812 гг. согласно Бухарестскому мирному договору. Оставшаяся часть Молдавского княжества прекратила свое существование, объединившись с Валахией в 1859 г. в единое государство Объединенные княжества (с 1861 г. — Румыния), ставшее независимым в 1877 г. в ходе Русско-турецкой войны


Несмотря на то, что Бессарабия входила в состав Российской империи и русины считались русскими, ассимиляция их продолжалась. Суть этого явления передает молдавская пословица: «Тата рус, мама рус, нумай Иван — молдован» (отец — русский, мать —
русская, а Иван — молдаванин). Омолдаванивание простиралось не только на язык, но и на быт. Сплошь и рядом попадались семьи, где
старшее поколение свободно говорило на родном языке, а младшее даже его не понимало (см. Берг 1923: 16; Кочубинский: 1903: 394–
398; Бутович 1916: 9–16; Несторовский 1905: 1–2; Суляк 2004: 100).
В.Н. Бутович отмечал, что за 45 лет, к 1907 г., в Хотинском уезде из 90 сел, бывших русинскими, таковыми осталось 86, в Сорокском
уезде из 26 — 16, в Бельцком уезде из 13 — 6 (см. Бутович 1916: 10, 12, 14).

....
Однако, несмотря на это, русины навсегда вписали себя в историю страны. Они оставили свой след в молдавской культуре, языке,
топонимике, антропонимике. В Республике Молдавия распространены фамилии с суффиксами -ук/-юк/-чук, -ак/-як, -ей, -ский/-цкий,
относящиеся к юго-западной ветви восточнославянских фамилий (т.е. в большинстве своем русинского происхождения. – С.С.). 7
фамилий на ук/-юк/-чук входят, по данным на начало 2011 г., в число 300 самых распространенных (см. Суляк 2015a: 107–108).

А самой популярной фамилией остается Rusu (Русу — русский). Ее носят в Республике Молдавии 23028 человек, ее вариант Russu (Руссу) —
7297, а Rusnac (Руснак, второе самоназвание русинов) — 4733 человек (Суляк 2017a: 88).
https://src-h.slav.hokudai.ac.jp/coe21/ ... /SES34.pdf

Аватара пользователя
venberg_r
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2414
Зарегистрирован: 06 фев 2020, 23:05

Re: История Пруто-Днестровского междуречья

Сообщение venberg_r » 17 окт 2023, 02:02

Линейно-ленточной керамики культура (КЛЛК, англ. Linear Pottery culture, фр. culture rubanée, нем. Linearbandkeramische Kultur, LBK, польск. kultura ceramiki wstęgowej rytej) — самая распространенная из неолитических культур Центральной Европы (5500—4000 гг. до н. э.) и первая неолитическая культура в Западной и Центральной Европе. По Г. Чайлду, относится к группе дунайских культур (дунайская I или раннедунайская). Открыта немецким археологом Фридрихом Клопфлейшем в 1882 г. в Южной Германии вместе со шнуровой керамикой как ее антипод и предшественник.


носителями были первые земледельцы, заселившие большие территории, где раньше преобладал охотничье-рыболовный собирательский образ жизни. Поэтому периферия культуры является наиболее
благодатная почва для изучения взаимодействия обществ этих двух типов в период
классические процессы неолитизации. В последнее время они хорошо изучены для северных
Граница LBK в Польше и Германии (например: Terberger and Kabaciński 2005; Czekaj-Zastawny
и другие. 2013; Черняк и др. 2016 г.; и т. д.). На восточной границе, в Украине, такие работы ведутся сейчас на начальном этапе. Недавно обнаруженный кластер стоянок ЛБК на реке Южный Буг. (Киосак 2017а) поднял вопрос о пространственной и временной взаимосвязи земледелия.
пришельцы и коренные собиратели Буго-Днестровской культуры (БДК). Надолго,
считалось, что только последние населяют регион, взаимодействуя и обмениваясь со своими
западные соседи, как видно из археологических материалов. Но сейчас все чаще
считают, что бассейн Южного Буга является частью района ЛБК
Снимок.JPG


Выборка из работы населенных пунктов Республика Молдова , где были найдены артефакты неолита.
Село Русештий Ной, Яловенский район, Республика Молдова
В многослойной стоянке Русештий Ной I имеется нижний слой ЛБК, расположенный слева.
берег реки Ботна (рис. 1). Всеволод Маркевич раскопал памятник общей площадью
308 м2
в 1960 г. и в период 1962-1964 гг. (Ларина, Дергачев 2017, 229-232). Среди
неолитические находки, один фрагмент сосуда из пасты, закаленной графитом и
примесью растительности и украшенный парными штрихами

Село Цара, Флорештский район, Республика Молдова
Поселение ЛБК Цары II, расположенное на левом берегу реки Реут (правый
приток Днестра), был открыт Маркевичем в 1958 году и раскопан Пассеком в
1959-1960 гг.

г. Сорока, Сорокский район, Республика Молдова

Следующий опубликованный сосуд ЛБК в контексте BDC был найден на стоянке Сороки V, расположенной на правом берегу Днестра (рис. 1). Маркевич обнаружил и раскопал это место.
на площади 60 м2
в 1966 г. (Маркевич 1974, 102-118).

Село Тэтэреука Ноуэ, Дондюшанский район, Республика Молдова
Группа под руководством Валентина Дергачева и Клауса-Петера Фехлера обнаружила и исследовала местонахождение BDC Татареука Ноуэ XV на правом берегу Днестра (рис. 1) между
1996-1997 гг. (Ларина и др. 1997, 107-109). При раскопках общей площадью 150 м2 были обнаружены остатки 50-60 сосудов.
. Анализируя их, Ларина смутно описывает 12-13 сосудов как «связанных с традицией ЛБК через украшения», «выполненных в Традиции ЛБК», или как содержащие «компонент ЛБК».

Гура Каменчий, Флорештьский район, Республика Молдова
Поселение ЛБК Гура Каменций VI, расположенное на левом берегу Реута (рис. 1),
был открыт Маркевичем в 1960 г. и раскопан Макаровой в 1974 г. (Пасек и
Черныш 1963, 29; Ларина и Дергачев 2017, 161-166). Черепки из двух полусферических
чаши (рис. 3: 3, 4), описанные как изготовленные по технологии ЛБК и декорированные
с тонкими, врезанными линиями, а также длинными отпечатками многозубого штампа на внутренней стороне и снаружи, были обнаружены среди поверхностных материалов с территории. Ларина рассматривает их как индикаторы восточного влияния со стороны БДК или с еще более отдаленной территории сурской культуры
...
ареалы распространения культур, по мнению разных ученых.
у них свои научные мирные споры и противоречия.
Снимок.JPG
Осколки посуды жителей наших и не наших мест, по которым проводятся исследования.
Снимок.JPG
Декораторы керамики, на минуточку, около 7 тысяч лет назад)



Статья на англ.
https://rcin.org.pl/dlibra/publication/ ... 30/content
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
sasza
Местный
Местный
Сообщения: 140
Зарегистрирован: 10 май 2012, 21:25

Re: История Пруто-Днестровского междуречья

Сообщение sasza » 24 окт 2023, 08:05

venberg_r писал(а):
25 янв 2022, 18:31
Необычная книжка.

В гугле не знают такого профессора и таких работ. немецкий непонятен.
Знают, просто тут двойная "с", а должна быть одинарная. Есть про него даже статьи в Википедии, причём аж на 4-х языках, в т.ч. русском и румынском:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Рёслер,_Роберт_(историк)
https://ro.wikipedia.org/wiki/Eduard_Robert_Rösler

Умер молодым (38 лет), так что не успел много написать. Но след свой в истории оставил :-)

Работы тоже находятся - опять же и двойные буквы, и другие ошибки мешают. Вот как правильно: "Die Geten und ihre Nachbarn" и "Die griechischen und türkischen Bestandtheile im Romänischen"
ИзображениеИзображение

Аватара пользователя
sasza
Местный
Местный
Сообщения: 140
Зарегистрирован: 10 май 2012, 21:25

Re: История Пруто-Днестровского междуречья

Сообщение sasza » 24 окт 2023, 08:58

venberg_r писал(а):
16 июл 2021, 19:01
Печать 1392 года.
Роман I Мушат, господарь Земли Молдавской

слово "печать" читается без перевода
Почти всё читается без перевода, только "Молдавской" как-то непонятно написано - с лишней буквой, что-то типа "Молдаьвьскоі".
В 1370 году в Валахии при Владиславе I Басарабе (Vlaicu Voda, 1364-1377) был начат выпуск первых монет – серебряных динаров с изображением на аверсе герба Венгрии, а на реверсе изображался сидящий на рыцарском шлеме обернувшийся орёл с крестом в клюве.
Там не орёл, а ворон (с какой-то библейской, вроде, легендой связано). Это уже ближе к нашим временам его переделали в орла.
Спустя 7 лет, в 1377 году, в Молдове при Петре I Мушате (1375-1391) был начат выпуск серебряных монет – грошей, подобных по своей композиции валашским динарам, также с изображением на аверсе герба Венгрии, а на реверсе была изображена голова тура, сопровождаемая звездой, геральдической розой и полумесяцем.

С этого времени изображение головы тура (быка) в сопровождении звезды, розы и полумесяца стало на века символом Молдовы, а изображение орла с крестом в клюве – символом Валахии.
Быка зря они в скобках написали - там именно тур (bour). Тогда ещё знали, что это за животное. А Кантемир, например, уже не знал, и путал его с зубром (отсюда и многие современные изображения с зубром вместо тура).

И на обеих монетах не герб Венгрии. На них два разных герба, и они являются гербами соответствующих княжеских династий - Басарабов и Мушатов, так что европейская геральдика и до наших краёв доходила:
https://en.wikipedia.org/wiki/House_of_Bogdan-Mușat
https://wappenwiki.org/index.php/House_of_Musat
ИзображениеИзображение

Аватара пользователя
venberg_r
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2414
Зарегистрирован: 06 фев 2020, 23:05

Re: История Пруто-Днестровского междуречья

Сообщение venberg_r » 04 ноя 2023, 03:17

Аланы на Пруте.
ираноязычные кочевые племена скифо-сарматского происхождения
https://en.wikipedia.org/wiki/Alans

на левом берегу Нижнего Дуная, согласно историку начала V века Орозию, возникает область Алания, а река Прут стала именоваться «Alanus fluvius» - «Аланской рекой». Алания в этом районе нынешней Молдавии сохранялась на картах до XIII века и, в отличие от Кавказской Алании, её можно было бы назвать Аланией Придунайской, хотя ни современные летописцы, ни поздние историки так не называли эти два аланских территориальных образования.

У истоков Днепра, поблизости от гор, живут аланы, скифская народность, как уточнено (alani s[ci]the). На его правом, западном, берегу – болгары (Bulgaru[i?]). С запада в Черноеморе впадает многими рукавами Дунай. Его притоками с севера, ближайшими к Черномуморю, показаны реки Алан и Тице (Alanus fluuius, fluuius tize). Между этими реками и Дунаемрасполагается страна «Дакия. Это же и Русь» (Dacia. hec et rusia) (Ил. 3). То есть Русь,о которой, конечно же, знали, поместили там, где в древности находились земли даков, –
к северу от нижнего Дуная. Мнение о том, что изображенный на левом берегу Тице «Город»(oppidum) следует принять за Киев, поддержки в историографии не нашло [Багров, c. 41].К северо-западу, за названной рекой, стоит город «Прага, столица богемцев»
http://www.drevnyaya.ru/vyp/2021_2/part_4.pdf



Снимок.JPG
Подобная информация из прошлого века

Аланы по свѣдѣниям классических и византийских писателей. 1899
Снимок.JPG
https://books.google.md/books?id=P3gUic ... us&f=false
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
venberg_r
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2414
Зарегистрирован: 06 фев 2020, 23:05

Re: История Пруто-Днестровского междуречья

Сообщение venberg_r » 05 ноя 2023, 03:27

История государства Польского. 1 том .
Publication date 1830
Topics Ежи Самуель Бандтке 1768-1835, Павел Иванович Гаевский 1797-1875
Дакіею называли Римляне страны, составляющія нынѣ Молдавію, Валахію, Седмиградскую землю и часть Венгріи. Народъ, въ ней обитавшій , Греки именовали Гетами , а Римляне Даками. Между сими послѣдними находились однакожь и Сарматы. Когда Императоръ Траянъ покорилъ Дакію, и третью часть оной обратилъ въ Римскую провинцію, въ то время явились тамъ и Сарматскія по¬ селенія. Сарлшзегетра была столицею послѣдняго Дакійскаго царя Децебала.

Я упоминаю здѣсь о Дакіи для того, что нѣкоторые производятъ Славянское племя отъ смѣшенія Даковъ съ Сарматами; но, вѣроятнѣе, отъ Даковъ произошли не Славяне, а Волохи.


Іорнаидъ или Іорданъ, монахъ, жившій око¬ ло 552 года, первый упоминаетъ о Славянахъ
въ исторіи Гетовъ или Гоглѳовъ. Дакія-говоритъ онъ-обсзпечена Альпами (т. е. Карпатскими горами). По лѣвую сторону оныхъ ісъ „Сѣверу , и отъ истока Вислы на неизмѣримомъ пространствѣ живетъ многочисленный народъ Венедовъ Хотя имя ихъ по разнымъ мѣстамъ и племенамъ различно, но вообще они называются Славянами и Антами.
Славяне обитаютъ отъ Новаго города и отъ озера Музіанскаго .. . даже до Днѣстра, а на сѣверъ до Вислы. Болота и лѣса служатъ имъ защитою.

Анты же, храбрѣйшіе изъ нихъ, живутъ надъ Чернымъ моремъ , отъ Днѣстра до Дуная

Берегъ Океана, тамъ гдѣ Висла тремя устьями впадаетъ въ море, занимаютъ Відиваріи, смѣсь „разныхъ народовъ ; а за ними владѣютъ прибрежною страною Итеместы и (можетъ быть Эсты).

Сіе первое свѣдѣніе о Славянахъ ранѣе З 76 года, въ которомъ Готѳскій Король Эрмаиарихъ покорилъ часть Славянъ. Далѣе говоритъ объ нихъ Іорнандъ: „Всѣ они происходятъ отъ одной крови, но извѣстны-подъ тремя названіями: Венедовъ, Антовъ и Славянъ, которые за грѣхи наши вездѣ (т. е. въ Рим¬ скихъ владѣніяхъ) злодѣйствуютъ, а нѣкогда служили Эрманариху.
https://archive.org/details/01004103085 ... ode/2up?q=

Аватара пользователя
venberg_r
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2414
Зарегистрирован: 06 фев 2020, 23:05

Re: История Пруто-Днестровского междуречья

Сообщение venberg_r » 15 ноя 2023, 02:20

Матвей Меховский 1457 — 8 сентября 1523 — польский учёный в эпоху Возрождения https://en.wikipedia.org/wiki/Maciej_Miechowita
Его «Трактат о двух Сарматиях» считается первым точным географическим и этнографическим описанием Восточной Европы.

Упоминания в трактате Молдавии, Валахии

Трактат третий. О последовательном распространении татар по родам.
Глава первая. О турках..

.....
Аммурат силой взял Пелопонес и до основания разрушил стены Истма Коринфского. 131

Умирая, он оставил сына Махомета восьмым королем. Этот в 1453 году в последний день мая взял Константинополь после 54-дневной осады, напрягши все силы в последнем приступе. Тут же ему сдался богатейший город Пера, а стены его были разрушены.

Овладев Булгарией и Расцией, он захватил Смидеров, великолепный замок Расции над Дунаем. Нападая оттуда, он обратил в пустыню Далмацию и Кроацию, проник в Штирию и в Австрию.

Потом он с бою взял Нигропонт, бывший под властью венецианцев, взял Феодосию, ныне называемую Каффой, генуэзскую колонию на Таврическом острове, вместе с этим островом; зарубил мечом двоих князей из замка Манкуп (как говорят, последних представителей готтов) и подчинил себе Мендлигера, татарского императора, в названном Херсонесе Таврическом.

Он разорил Молдавию и Валахию, шестнадцать лет подряд воевал с венецианцами; такую же непрерывную войну вел с Гузакассаном, королем персов, часто бывал побежден, но иногда побеждал и сам. Умер он 1 мая 1481 года и погребен в Константинополе. 132 На его место турки призвали к власти сына его Баиссета. Тогда Зелиаб, младший сын Махумета, в гневе ушел к султану Египетскому, собрал войско и вступил в бой с Баиссетом, но потерпев неудачу, бежал к родосцам, а магистр Родосского ордена отослал его пленником во Францию, позднее же отдал папе Александру VI. Когда король Французский Карл проезжал через Рим, направляясь в Апулию, он получил Зелиаба по договору от папы, но во время пути Зелиаб умер не то от яда, не то от усталости — неизвестно.

Баиссет, девятый король турок, взял приступом Килию и Белый Замок в Молдавии, а также с бою и после осады завладел островом Модоном и городом того же имени, принадлежавшим венецианцам. Он часто воевал с Софи, королем персов, но почти всегда терпел поражения.

Глава вторая. О роде татар уланов или перекопских.


...
Татары уланы, со времени их прихода на остров, живут в луговых его частях по своей исконной привычке, а вне острова владеют такими же луговыми пространствами Сарматии Европейской близ Меотидских болот и Понтийского моря вплоть до Белого Замка.


Когда умер Адзикерей царь, остались по нем семь сыновей и старший из них, по имени Гайдер, взял власть, Мендлигер же, один из младших сыновей, бежал к турецкому императору и, получив от турка помощь и жену, разбил и низверг Гайдера и Ямурци с другими братьями. Они бежали к Ивану Васильевичу (Vasilowicz), князю Московии, который принял их и дал им княжество Козанское. [92]

У Мендлигера царя было девять сыновей: первый Махмет Керей, второй Ахмет Керей, третий Махмут Керей, четвертый Бети Керей — он утонул, везя добычу по реке в Валахии, в 1510 году; пятый — Бурнас Керей, шестой Мубарек Керей, седьмой Садех Керей; имен восьмого и девятого не знаю. Ныне царствует на месте отца Махмет Керей царь. 140

Заметим, что хотя перекопские татары должны были бы стать более культурны и не так суровы под действием шестого климата, в котором они живут, однако они не потеряли прежней своей хищности и дикой жестокости, присущей скорее зверям, живущим в полях и лесах, чем жителям городов и сел.

В иные годы они делают нападения, опустошают и грабят Руссию, Литву, Валахию, Польшу, а по временам и Московию.




Книга вторая.

Трактат первый. Об описании верхней Европейской Сарматии.


Глава первая. О Руссии, ее округах, изобилии и о находящемся в ней.

......
В давние века у реки Танаиса жили аланы, а за ними к югу роксоланы. Эти народы были совершенно уничтожены и погибли, а теперь там видны лишь широко раскинувшиеся степи, где изредка встречаются звери да козаки или бродяги, как выше сказано. Дальше к югу есть еще кое-какие остатки черкесов (Circassorum). Это весьма дикий и воинственный народ, по происхождению и языку — русские. Далее есть замок, называемый Очарков, выстроенный во владениях литовцев императором перекопских татар, а еще далее, приблизительно в двух милях к югу от Очаркова, находится Дзассов (Dzassow). Там был замок, но он разрушен до нашего времени. От Дзассова до Бялыгрода, занятого турками, шесть миль. Затем к западу идет Подолия, граничащая на юге с Молдавией и Валахией, а на востоке с татарскими степями и Таврическим островом.

...

Ограничена Руссия — с юга Сарматскими горами и рекой Тирасом, которую жители называют Днестром (Niestr); с востока — Танаисом, Меотидами и Таврическим островом; с севера — Литвой, с запада — Польшей.

Русская земля, будучи и вообще плодородной, особенно богата медом и медоном, питьем из меда. Привозят туда и вино из Паннонии, а также из пограничных Молдавии и Валахии, привозят и греческое крепкое вино из Греции; пива у них вдоволь.
....

Что касается духовных властей и пастырей христианских, то во главе их стоит во Львове русский и литовский митрополит. Ему подчинены епископы — киевский, каменецкий, премысльский, холмский, луцкий и медницкий. У русских глава — киевский митрополит (Киев некогда был столицей Руссии). Ему подчинены владыки (wladicas) и епископы греческого обряда в Молдавии и Валахии, вплоть до реки Гистра или Дуная, а в Руссии — епископы: во-первых, холмский, затем во владениях литовцев — владимирский, или брестский; третий пинский или туровский (Mrowski), четвертый полоцкий, пятый луцкий, шестой смоленский и все вообще другие владыки и епископы в землях москов и в северных землях, им подвластных. Исидор, бывший киевский митрополит, по языку и образованию ученейший грек, во время папы Евгения IV прибыл поездом в сто лошадей на Флорентийский собор, и, добившись унии с Римской церковью, вернулся в Руссию, но когда он стал там проповедовать подчинение Риму, московиты лишили его сана и предали смерти.
http://elib.shpl.ru/ru/nodes/37318



- Ферраро-Флорентийский собор 1438—1445 явился продолжением Базельского собора и начался с осуждения его участников. Собор был созван папой Евгением IV и утверждён византийским императором Иоанном VIII Палеологом. На Соборе присутствовал также Константинопольский патриарх Иосиф II, полномочные представители Патриархов Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского, митрополиты Молдовлахии, митрополит Киевский и всея Руси Исидор и суздальский епископ Авраамий..
Уже через несколько лет многие присутствовавшие на Соборе епископы и митрополиты стали открыто отрицать своё согласие с Собором или утверждать, что решения Собора были вызваны подкупом и угрозами со стороны латинского духовенства. Таким образом, уния была отвергнута большинством восточных церквей.
В Католической церкви считается XVII Вселенским собором. Православными церквями решения Собора отвергаются.

- У автора "Россия" - территория принадлежавшая ВКЛ -соперницы ВКМ

Аватара пользователя
venberg_r
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2414
Зарегистрирован: 06 фев 2020, 23:05

Re: История Пруто-Днестровского междуречья

Сообщение venberg_r » 29 ноя 2023, 00:42

ЖИЗНЬ СРЕДИ КАМНЕЙ: КРАТКИЙ ОЧЕРК
О СКАЛЬНЫХ КОМПЛЕКСАХ МОЛДОВЫ
Памятники наскального искусствa Республики Молдова представляют собой, в основном, культовые сооружения: кельи, церкви, монастыри. Но если рассмотреть их в хронологическом порядке,
можно разделить на обители доисторического человека (гроты, пещеры естественного происхождения) и культовые сооружения средневековых времён, появившиеся в результате антропогенного воздействия. В таком порядке, пещеры и гроты известняковых отложений севера страны рассматриваются здесь именно в качестве стоянок доисторического человека, а следующими памятниками являются скальные монастыри и церковные комплексы. Ниже приводится краткое описание нескольких палеолитических гротов, в которых проводились исследования.
сама работа. познавательно.
http://rockart-studies.ru/pdf/Vasilake_SMSNG_2011.pdf

Ответить

Вернуться в «История Бессарабии и Молдовы»