Лазарь Дубиновский

Биографии и факты из жизни людей, которые жили и работали в городе.

Модератор: rimty

Аватара пользователя
Смолин Евгений
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 4188
Зарегистрирован: 09 май 2011, 17:46

Re: Лазарь Дубиновский

Сообщение Смолин Евгений » 29 дек 2014, 15:29

Открытие доски.JPG
Открытие доски (1).JPG
Открытие доски (2).JPG
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
serj63-63
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 4293
Зарегистрирован: 15 май 2012, 10:54

Re: Лазарь Дубиновский

Сообщение serj63-63 » 29 дек 2014, 16:16

В 1949г.Дубиновский создаёт в дереве двухфигурную композицию "Виноградари".
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
serj63-63
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 4293
Зарегистрирован: 15 май 2012, 10:54

Re: Лазарь Дубиновский

Сообщение serj63-63 » 10 апр 2015, 15:09

.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
serj63-63
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 4293
Зарегистрирован: 15 май 2012, 10:54

Re: Лазарь Дубиновский

Сообщение serj63-63 » 21 апр 2015, 11:21

rimty писал(а):
serj63-63 писал(а):Искусство Молдавии,1967г.
"Заре навстречу". Теперь я знаю названиe скульптурнoй композиции, находившeйся в Соборном парке.
Внимательно присмотревшись,можно увидеть где находилась эта скульптурная композиция.
Фотоальбом "КИШИНЁВ".изд."Тимпул",1982г.Фотосъёмка Г.Корниенко и В.Синицкого.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
ris55
Почётный Гражданин
Почётный Гражданин
Сообщения: 8282
Зарегистрирован: 30 апр 2009, 20:23
Откуда: Кишинев

Re: Лазарь Дубиновский

Сообщение ris55 » 01 май 2015, 17:00

Скульптор Лазарь Дубиновский - 105 лет со дня рождения
Лазарь Дубиновский родился 1 мая 1910 года в Фэлешть в семье учителя. http://www.moldovenii.md/ru/news/view/s ... 3/from/gis

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18379
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Лазарь Дубиновский

Сообщение rimty » 01 июн 2015, 15:03

Автор - Стефан САДОВНИКОВ,
художник, театральный и кино художник-постановщик, историк, филолог, прозаик, поэт

  • Лазарь, мне не нравится ваш нос!

Впервые это имя услышал от папы, когда он меня учил рисовать. Было мне тогда лет девять и получалось у меня, по его мнению, не очень, так как не удавался процесс тщательного наложения акварельной краски на рисунок. Он молча брал мою кисточку и показывал, как это делается. А заодно мне поведал, что в середине 30-х годов ему в гимназии пару лет преподавал рисование Лазарь Дубиновский.

А ведь известно, что в 1930 он вернулся из Парижа в Бельцы и устроился преподавателем рисунка в частную гимназию. Кроме преподавательства Лазарь подрабатывал в бельцком «sinema». Рисовал большие киноафиши и придумывал оригинальную рекламу к фильмам в стиле «скоро на экране». Папа вспоминал, как в центре города, прямо на асфальте, громадными буквами было написано название «VIN PLOILE!» (ИДУТ ДОЖДИ). Люди ходили по этой рекламе, и это всех очень впечатляло.

С Лазарем меня впервые вживую в 1973 году познакомил художник Леонид Пинчевский. Это было на чьей-то юбилейной персональной выставке. Лазарь скромно стоял в углу, не высвечиваясь и не выпячиваясь. Зато к нему все подходили, приветствовали. Он со всеми дружелюбно раскланивался, всем улыбался и каждому находил какие-то особенные и простые слова. Но это мое тогдашнее условное знакомство, казалось, ничем не отразится на моей судьбе. Но я по молодости своей несколько ошибался...

Шел год 1977.
Город готовился к юбилейному октябрю и официальной выставке, посвященной «60 лет в строю» («струю» – зубоскалили некоторые). Участвовать могли теоретически все художники. Надо сказать, что в городе таковых было не очень-то много. В художественно-производственных мастерских работало примерно человек двадцать, и далеко не каждый из них занимался творчеством. Негласно каждый был обязан представить на выставком хотя бы по одной творческой работе, так как недавно открытые выставочные залы в помещении городского дворца культуры надо было чем-то заполнить. И вот мои друзья Леня Пинчевский и Гена Дмитриев, как основные члены худсовета и выставкома, сразу же, ничего не обещая, предложили мне и Льву Гительману принести несколько своих работ на просмотр. Работы наши, не предназначенные ни для какой из выставочных дат, естественно вызвали на выставкоме неоднозначную ситуацию, но все же «прошли» только благодаря протеже наших друзей. А через недельку, после открытия выставки, вышел очередной номер «коммуниста» со статейкой «Одна из интересных», посвященной открытию официальной городской выставки (у меня, к сожалению, она не сохранилась!).

«Интересной» выставка оказалась по причине участия в ней моих друзей, показавших несколько весомых работ. Автор пасквиля, как бы ни были ему ненавистны мои друзья, все-таки от них зависел по работе в худфонде. Из очень краткого текста несколько строк будут посвящены двум художникам, которые, «не обладая способностями и кого-то там (не помню дословно) копируя, намеренно уродуют образ человека, деформируют искусство, искажают советскую действительность, что в целом, вызывают крайнее недоумение». А это уже обо мне и Гительмане. Но об этой статье я узнал только в Кишиневе на заседании бюро молодежной секции. От этой газетной статейки резко пахнуло партийной репрессивной сталинской агрессией. Стало понятно, что это был ответ-разборка на мою с Левой недавно разгромленную художественными властями однодневную выставку в Доме Офицеров, которую я был вынужден организовать для показа худсовету секции молодых художников. Но это отдельная история.

Спасая ситуацию разгромленной выставки я, по совету Пинчевского, срочно повез свои и Левкины картинки в Кишинев, чтобы в очередной раз попытаться попасть на бюро молодежной секции Союза Художников. И вот на это заседание неожиданно для меня и членов правления бюро, приехал встревоженный Пинчевский, знавший о моем отъезде в Кишинев, и привез с собой этот свежий номер газеты «коммунист» со статьей «Одна из интересных» для ознакомления правления бюро молодежки с действительным положением дел в культуре и искусстве нашего города. Заседание бюро закончилось поздно. Мне выдали положительную рекомендацию на право вступления в молодежную секцию Союза Художников. Следует сказать, что эта рекомендация так и не стала тогда моей «путевкой в жизнь».

Михай Греку и Глебус Саинчук, посмотревшие и одобрившие мои работы и прочитавшие гнусную, по их мнению, «искусствоведческую» статейку, неожиданно решили приехать на закрытие официальной выставки в нашем городе. Их возмущению от газетного опуса не было предела и добавили, что не только обязательно приедут к нам в гости, но и обязательно прихватят с собою Дубиновского, пожалуй, самого титулованного живого классика в молдавском искусстве. Мол, пусть и Лазарь сам удостоверится, что в его Бельцах делается!

Закрытие официальной городской выставки на фоне газетной публикации, все ожидали с большим нетерпением. Я, понимая возникшую остроту и возможные осложнения ожидаемого мероприятия, попросил своего друга Валерия Воробченко (тогда зав. кафедрой русской и зарубежной литературы) прийти со своими друзьями выступить на закрытии выставки и, по возможности, привести с собой группу поддержки. Мы ждали явного погрома…

Но разразился только большой скандал, так как в планы местных властей от культуры никак не входило появление и участие на закрытии грандов из столицы: Дубиновского, Греку и Саинчука. А мэтры, оказалось, сдержали свое слово.

Зал быстро наполнился заинтересованными зрителями и накалился гомоном подвыпивших и вконец обозлившихся художников худфонда, не ожидавших и не желавших стать свидетелями такого уникального случая в небогатой выставочной истории городка – приезда больших мастеров. Дубиновский спокойно и медленно шел вдоль стен и с большим вниманием разглядывал развешанные картины. Что-то изредка записывал в свою записную книжку. Иногда останавливался, оглядывал зал, о чем-то размышляя. Но никто не смел к нему подойти. Уж слишком имя его было знаменито и казалось недоступным. Чаще всего можно было наблюдать, как он спрашивал о чем-то у рядом стоящих зрителей.

Процесс начался с того, что директор выставочного зала Людмила Козырева, вся такая взволнованная и напряженная, сразу же дала слово Дубиновскому. И Лазарь, встав и окидывая взором присутствующих, заговорил:

- Дорогие друзья, я так рад, что снова оказался в Бельцах, в котором прошли годы моей юности и творческого становления. И надо признаться, что я так давно здесь не был. Я даже горд, что нахожусь сейчас в этом прекрасном дворце культуры, в котором работает этот новый выставочный зал. Знаете, в те далекие 30-е годы, даже трудно было себе представить, что на этом самом месте, в самом центре города, мог бы когда-нибудь возникнуть столь замечательный очаг культуры. И чтобы в этом зале можно было увидеть стольких одаренных художников. Хочу особо подчеркнуть, что наряду с мастерами вашего худфонда, на этой выставке впервые представлены два молодых художника, у которых наблюдается интересный творческий поиск. Конечно, их путь только начинается, им есть еще в чем поучиться, но нельзя не заметить их отношение к делу и своеобразный взгляд на мир заслуживает внимания. В целом я внимательно осмотрел все ваши работы. Могу с уверенностью сказать, что при усердном труде и вечном творческом поиске, многие из вас со временем станут прекрасными мастерами. Только надо больше трудиться и не бояться постоянной учебы. Как пример, приведу два графических портрета, автор которых, не буду его называть, (это были работы местного искусствоведа Антонюка), к сожалению, страдают явным неумением правильно нарисовать, смоделировать нос. Неожиданно Дубиновского прерывает злобный крик.

- Лазарь, а может мне ваш нос тоже не нравится!!!

Зал, казалось, вздрогнул и намертво затих, но через секунды вновь полетели полупьяные реплики, а кто-то даже стал свистеть. Радостно вскочил со своего места директор художественной школы Гальчинский – известный в городе штатный стукач гэбэ, но своего подскока он несколько не рассчитал и его картина, под которой он до того сидел, неожиданно с грохотом слетела со стенки на головы других. Зал разразился смехом. Лазарь даже опешил от такой наглости, хамства и явного антисемитизма Антонюка. Раскрасневшаяся и явно испугавшаяся Козырева тщетно пытается успокоить зал. И тут спокойно и уверенно встал Воробченко. Он попросил зал успокоиться, а ораторов – быть более взвешенными в своих высказываниях.

Взявшие слово Греку и Саинчук, говорили, вернее, пытались говорить сквозь вновь вспыхнувшие реплики и топот ног, о прекрасном, о праве на эксперимент, о молодых талантах, о поисках ими своего творческого лица. Пытались объяснить, увы, безнадежно, тайны и творческие задачи искусства. Зал продолжал гудеть, разбившись, словно на два лагеря или на две половины. В первой половине сидели посторонние зрители, группа институтских и школьных преподавателей, а также студенты во главе с В. Воробченко, а во второй – организаторы, представители местной власти и большая кучка подвыпивших художников-погромщиков со своими собутыльниками. Любопытно, что городская газета никак не среагировала на это событие.

О Лазаре могу добавить рассказы моего товарища режиссера Арнольда Бродичанского, бывавшего у него в его огромной мастерской. Арнольд дружил с начинающим скульптором Юрием Хоровским, который в те времена был одним из многочисленных учеников Дубиновского. Они с Юрой запросто могли зайти в мастерскую Лазаря со своими приятелями, посидеть, попить винца, в общем «поговорить за жизнь». В это же время хозяин мастерской где-то в стороне мог что-то делать, не обращая на них никакого внимания. Но, подчас, вытирая руки о свой рабочий костюм, Лазарь мог подойти к столу, вытащить из кармана пару ассигнаций и запросто попросить кого-нибудь из них «сгонять» за красненьким «Вин де масэ», батоном и куском колбасы. Затем спокойно садился и трапезничал вместе со всеми. И беседа, как и хлеб, становилась общей. И ни тени академизма, ни капельки превосходства. Лазарь, несмотря на вспыльчивый характер, был человеком демократичным, доступным и умевшим помогать другому.

Как о выдающемся мастере-скульпторе могу сказать, что его памятник Котовскому стоит в одном ряду лучших подобных скульптур мира. Необычайно естественная поза всадника, сидящего на скакуне, абсолютно великолепна и убедительна! А кроме прочего, каждая фигура в отдельности изваяна с удивительной точностью знания анатомии и пластики тела. Чего стоит хотя бы этот легкий наклон головы утомленного в седле всадника и эта угадывающаяся легкая дрожь притомившегося скакуна!
  • PS
По окончании процесса закрытия выставки, утомленные и потрясенные случившейся «гражданской войне» в творческой жизни города, Дубиновский, Греку и Саинчук вышли на центральную площадь, и медленно пошли сквозь гуляющую и ничего не подозревавшую публику. Рядом к ним присоединились сосредоточенные и несколько растерянные Пинчевский с Дмитриевым. Помню, что Лазарь, проходя мимо меня, тихо сказал Михаю Греку.

- Миша, ты меня извини, но этому, так называемому искусствоведу, хамского выкрика в мой адрес я не прощу…

И как-то горестно вздохнув, продолжил:

- Не смогу простить…

Я тогда еще не знал, что, почти не бывая в Бельцах, Лазарь мог немедленно откликнуться и приехать, чтобы как-то помочь нам – совершенно ему незнакомым художникам, которых местные культуртрегеры пытались зарубить на корню. Это ли не художнический и человеческий подвиг?
И еще помню, что я долго стоял, словно на плахе, растревоженный и весь душевно разбитый, на длинных ступенях дворца культуры, и взглядом провожал их, бредущих по бельцкой площади и уходящих в глухую, казалось, бесконечную, советскую ночь.


18 мая 2010 г

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18379
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Лазарь Дубиновский

Сообщение rimty » 01 июн 2015, 15:24

  • Мастер и власть
  • (воспоминания)
...Издали он мне казался похожим на моего отца: низкорослый, плотный, чуть ссутулившийся. Большие глаза, удивленно глядящие на этот мир, голова покрыта неизменным беретом с маленьким "хвостиком", что придавало ему заграничный шарм. В пору моего детства, в пятидесятых - начале шестидесятых, я встречал его иногда на центральной площади родного города, в котором он уже не проживал, а бывал наездами из Кишинева по творческим делам, будучи уже Мастером, известным в республике скульптором, обремененным к тому же служебными должностями и чинами. Была еще одна причина, правда, личная,по которой он появлялся в Бельцах, - здесь на тихой улочке, мощенной булыжником, неподалеку от нашего двора стоял добротный особняк румынской постройки, в котором после войны жили его родители. К ним и наведывался Лазарь Исаакович.

Наш сосед-провизор Мойше Гершензон рассказывал, что в довоенные годы юный Лейзер Дубиновский, живший за несколько улиц до нашей, распознав про чудесную глину, приходил в наш двор, спускался в общий погреб, в котором по колено всегда стояла вода. В том большом погребе, откуда юноша брал глину, было темно и страшно, и от царившей там сырости трудно было зажечь спичку. "Глина была такого качества, - говорил наш сосед, - хоть лекарства из нее готовь...".

А еще в детстве я услышал душераздирающую историю, связанную с семьей Дубиновских. Случилась она еще до войны, и жили тогда Дубиновские на другой улице, рядом с казармами кавалерийского полка. Служил в том полку молодой офицер Жику Корлэтяну, родом из Тыргу-Муреш. Офицер- кавалерист без памяти влюбился в красавицу - сестру Лазаря, и любовь эта была взаимной. Бравый локотенент (лейтенант) не только обменивался с юной девушкой пылкими взглядами, но и захотел на ней жениться, ежедневно гарцуя на лошади под ее окном. Сами понимаете, что благочестивые еврейские родители такого нонсенса стерпеть не смогли, и боевой офицер доблестной армии королевской Румынии, получив отказ, сначала застрелил девушку, а потом пустил и себе пустил пулю в лоб. Точно неизвестно, повлияла ли эта шекспировская трагедия на творчество молодого скульптора. Может быть, повлияла. Не знаю. Было это так давно и было ли так, как рассказывал наш сосед-провизор Мойше Гершензон, любитель всяких историй и баек, друживший с отцом Лазаря, установить трудно, но тот сохранившийся довоенный домик возле старых казарм из красного кирпича многие горожане почему-то обходили стороной.

Вообще-то родился Лазарь Исаакович Дубиновский не в Бельцах, как с гордостью предполагали мои земляки, а километров на тридцать южнее - в городке Фалешты. По другим данным - в соседнем с Фалештами селе Албинец Векь ( Старый Альбинец), что вполне вероятно, поскольку его отец Ицхок Дубиновский учительствовал в разных школах и вместе с семейством зачастую кочевал по бессарабским весям. Но дата его рождения, указанная в Электронной энциклопедии, достоверна - 18 апреля 1910 года (по старому стилю) или 1 мая - (по новому).

В уездном городе Бельцы семья Дубиновских обосновалась в 1917 году, и родители, видя склонность сына к изображению предметов на бумаге и в глине, отдали его в частную гимназию, где он вплотную занялся рисованием. Теперь мальчик имел возможность заниматься любимым делом в гимназическом кружке преподавателя И. В. Савина.
Будучи весьма одаренным учеником, подросток был принят в бухарестскую академию художеств, где пять лет обучался прикладному искусству у мастеров первой величины в Румынии - Оскара Хана, автора памятника румынскому королю Фердинанду в Кишиневе, вывезенному в глубь страны, город Яссы, в 1940 году, накануне прихода советских войск в Бессарабию, и Димитрие Пачури, работами которого украшена Триумфальная арка в Бухаресте. В 1929 году успел еще постажироваться в парижской академии Гран- Шомьер у знаменитого в то время мастера скульптуры Эмиля Антуана Бурделя (1861-1929), ученика самого основателя импрессионизма в скульптуре Огюста Родена. Через год, вернувшись в Бельцы, стал преподавать в мужской гимназии рисунок и каллиграфию.

Кстати, немного об этой гимназии. Ее добротное двухэтажное здание сохранилось и доныне. В середине 60-х годов прошлого века здесь нашла приют вечерняя школа, в которой я окончил выпускной класс. На сцене актового зала гимназии висел занавес, чей дизайн, говоря современным языком, был исполнен учителем рисования Лазарем Дубиновским. При мне актовый зал еще существовал, но занавеса с дизайном, разумеется, не было и в помине. На его плотной ткани в картинках были воплощены слова пророка Исайи о всеобщем благоденствии: "И будет волк жить рядом с агнцем, и леопард будет возлежать с козленком, и телец, и молодой лев, и вол будут вместе, и мальчик будет водить их...". Словом, полная идиллия, почти коммунизм, на который нацеливали народ, живущий по левую сторону Днестра, - в Советском Союзе. Но советская власть, пришедшая оттуда в Бессарабию в конце июня 1940 года, сочла нарисованное на занавесе идейно вредным и убрала библейские пророчества вместе с атрибутом сцены - занавесом - подальше от глаз гимназистов и преподавателей - в подвальные загашники.

Многие гимназисты относились к "господину учителю" как к старшему товарищу, несмотря на его молодость, делились с ним своими горестями и радостями. Однажды серьезно заболел учитель гимнастики - молодой педагог Дубиновский тут же заменил его на продолжительное время.

Лазарь начал выставляться в салонах Бессарабского общества изящных искусств, которому покровительствовал художник и меценат, основатель кишиневской школы живописи, ставшей Высшей школой пластических искусств, Шнеер (Самуил) Коган. Уже в первой персональной выставке, устроенной в Яссах в 1939 году, был заметен интерес молодого скульптора к портретистике. В частности, специалисты высоко оценили портреты румынских профессоров А. Филлипиде и Г. Ибрэиляну.

Примешивалась к тогдашней жизни и политика, но Дубиновский в нее активно не влезал, хотя, как и многие бессарабские евреи-интеллигенты, придерживался левых взглядов, особенно после прихода к власти румынских фашистов - партии кузистов в союзе с крайним националистом Октавианом Гога. Тем не менее, солдат-красноармейцев, перешедших через Днестр на правый берег, цветами и приветственными возгласами не встречал.
После присоединения Бессарабии к СССР в 1940 году , немедленно началась советизация и русификация края, в частности, путем массовой "промывки мозгов" - пропаганды. Уничтожались исторические памятники, древние погосты, следы присутствия прежней власти. Из книжных магазинов и библиотек разом исчезли все издания по румынской истории и литературе. Началась массовая депортация в Сибирь и прочие отдаленные места "неугодных элементов" - зажиточных крестьян, лавочников, домовладельцев, религиозных деятелей, интеллигентов, многие из которых были евреями. В ту пору Дубиновский работал главным художником Дома Красной армии в Бельцах, работы хватало, поскольку новой власти требовалась наглядная агитация - действенная, наступательная. Я хорошо помню это старинное здание, превратившееся в послевоенные годы в дом офицеров, куда в ранней юности я ходил с приятелями на танцы и в кино. Следов агитационного творчества Л. И. Дубиновского там уже, конечно, не было.

Кончилась война, и некоторые горожане свидетельствовали: когда в Бельцы вошли румынские войска - союзники фашистской Германии, то их командование стало разыскивать среди жителей города учителя рисования мужской гимназии, еврея Лазаря Дубиновского, посмевшего в своих сатирических рисунках посягнуть на святое, - высмеять королевскую династию Великой Румынии - Гогенцоллернов. Но Лазарь был уже далеко - на фронте, в красноармейских частях, причем с самого начала войны.
Воевал, удостоен боевых наград, в бою под Сталинградом был тяжело ранен, лечился в сибирских госпиталях, затем демобилизовался.

Местом жительства Дубиновский выбрал разрушенный войной Кишинев - столицу родной Молдавии, где было больше возможностей для творчества. Вскоре его назначили начальником управления изобразительных искусств комитета по делам искусств республики. В этой должности Лазарь Исаакович пребывал до 1951 года. Несколько лет он работал в мастерской знаменитого Евгения Вучетича (помните его впечатляющую скульптуру "Перекуем мечи на орала"?) в составе группы над монументальной статуей Иосифа Сталина для Волго-Донского канала. По возвращении в Кишинев скульптор создал памятник комбригу Котовскому - одну из лучших, как заметили знатоки, конную статую всех времен и народов, установленную в центре молдавской столицы.

В 1957 году Мастер трудился над серией бюстов писателей молдавско-румынской литературы для Аллеи классиков в городском парке имени Пушкина. Кстати, создание такой Аллеи инициировал сам скульптор. В этой славной плеяде классиков - Михай Эминеску, Василе Александри, Костаке Негруцци и другие. Не забывал Дубиновский и город, который считал родным, - в Бельцах появились его работы: памятник Ленину, бюст героя-молодогвардейца Бориса Главана, поэтическая скульптура "Виноградари". В 1972 году, после шести лет скрупулезной работы он установил на могиле рано ушедшей жены Лилы Дубиновской (урожденной Шпильберг), надгробный памятник.

Примечательно, что в застойные годы брежневского правления скульптор создал работы, посвященные Катастрофе европейского еврейства: "Реквием" (1977-1982) - молящийся еврей, облаченный в талес, как бы подводит итог пути самого Мастера. Для музея еврейских общин Румынии в Бухаресте он изваял памятник жертвам нацизма - удаляющиеся, босые следы двух выживших узниц концлагеря на простой цементной дорожке. Лазарь Исаакович не случайно сотворил это произведение для музея, находящегося в Бухаресте, ведь свою далеко не малозначительную лепту в уничтожение евреев в годы Второй мировой войны внесли и румынские фашисты. Дубиновский крепко запомнил, как начиналась эта истерия: в конце 30-х на бельцких улицах, на стенах домов, в присутственных местах они повесили таблички: "Vorbiti numai romaneste!" - "Говорить только по- румынски!"... Многие кишиневцы наверняка еще помнят тихий тенистый дворик, где жил Мастер. И дома, и во дворе стояли исполненные и незавершенные работы, толпились поклонники и ученики, просто случайные прохожие.

Будучи подростком, я стал случайно свидетелем того, как в Бельцах со здания старинной церкви сносили колокольню с крестом. Над огромной площадью возле Дома советов возвышался в своем великолепии монумент пролетарскому вождю, созданный Лазарем Дубиновским. Поднятой рукой Ленин прямо указывал на божий храм, и местная власть восприняла сие как знак сверху. Дабы колокольня с крестом не возвышалась над партийно-советской коробкой, в которой размещалась городская власть, к церковной ограде подгнали боевой танк и тросом зацепили за макушку церкви. Благословение свыше таки было: в тот год была усилена хрущевская антирелигиозная кампания. Я желудком чуял неладное: в собравшейся на площади плотной толпе витал дух недовольства, правда, не переходящего границ недозволенного. На разделительной полосе между церковью и площадью, запруженной народом, стояли милиционеры и военные. Когда колокольня с крестом с грохотом рухнула на землю (против лома нет приема!), толпа хором ахнула, загудела, и чей- то надрывный женский голос навсегда мне врезался в уши: "Это все Дубиновский со своими жидами наделал!.." И эта нестарая еще, стоявшая со мной рядом, кричащая женщина в темном платке судорожно перекрестилась. Через год местные гебисты устроили в бельцкой синагоге пожар, потом этот "рассадник дурмана", как написала городская газета, закрыли вообще, но об этом евреи тихо говорили лишь у себя дома за плотно закрытой дверью...

Если не считать послевоенного периода гонений на "безродных космополитов", благодаря своему таланту, Дубиновский почти всегда был в фаворе. Перечислю лишь некоторые его регалии, звания и награды: член- корреспондент Академии художеств СССР (1954г.), почетный член союза художников Румынии (1961г.), народный художник Молдавии (1963г.), главный редактор художественно- экспертной комиссии министерства культуры Молдавской ССР (1964- 1972гг.), лауреат госпремии МССР в области литературы, искусства и архитектуры (1971г.), многочисленные ордена и медали (как военного, так и мирного времени). Работы Дубиновского хранятся в Государственном Художественном музее, Третьяковской галерее (Москва), Государственном Русском музее (Санкт- Петербург). В 1979 году в Фалештах открылся музей истории и этнографии, где скульптурам земляка был выделен второй этаж. Но это было давно, при другом режиме, и где сейчас эти работы - бог лишь ведает... Скульптура из дерева героя молдавско- румынского фольклора Стрымба - Лемне ("Древогиб"), бывшая в советское время эмблемой города Бельцы, установлена в посольстве России в Люксембурге. В запасниках Бельцкого музея истории и этнографии хранятся триптих "Отцы и дети", "Тираспольские швеи" и другие его работы.

Автор - Зиси Вейцман.

Аватара пользователя
Смолин Евгений
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 4188
Зарегистрирован: 09 май 2011, 17:46

Re: Лазарь Дубиновский

Сообщение Смолин Евгений » 01 июн 2015, 18:17

По статье Стефана Садовник. На этой выставке и обсуждении я был, но по молодости или разгильдяйству ничего не помню. Замечательная выдержка, спасибо.
Зиси Вейцман вероятно напутал, памятник В.И.Ленину стоял к колокольне задом, лицом был поставлен другой поздний из накованного бетона. Удачи!

Аватара пользователя
serj63-63
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 4293
Зарегистрирован: 15 май 2012, 10:54

Re: Лазарь Дубиновский

Сообщение serj63-63 » 15 июл 2015, 15:18

Советская Молдавия,краткая энциклопедия,1982г.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18379
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Лазарь Дубиновский

Сообщение rimty » 25 окт 2015, 10:48

Эта скульптурная группа находилась в парке Победы (Соборном).

Дублирую сообщение sancho:
Скульптор Лазарь Дубиновский, 1960. "Заре навстречу".
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18379
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Лазарь Дубиновский

Сообщение rimty » 18 ноя 2015, 18:39

Лазарь Исаакович Дубиновский / М. Лившиц. – К. Картя молд., 1960. с иллюстрациями.

Книга о творчестве засл. деятеля искусств МССР, члена-корреспондента Академии художеств СССР, скульптора Л. Дубиновского.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18379
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Лазарь Дубиновский

Сообщение rimty » 23 дек 2015, 19:58

frunze02.jpg
Этот памятник М. В. Фрунзе стоит в городе Бишкек ( Фрунзе) на бульваре Эркиндик.
Авторами памятника являются скульпторы Л. Дубиновский, заслуженный деятель искусств
МССР и А. Посядо (Москва) и архитекторы П. Вулых, В. Хавин (Москва) и А. Исаев (Фрунзе).

"...Исторической справки ради надо отметить тот факт, что Лазарь Дубиновский уже работал и раньше в соавторстве с московским скульптором А. Посядо. А именно, над конной статуей Г.И. Котовского (1881-1925), установленной в Кишинёве в 1953-ем году. Поэтому есть много схожего между этими двумя творениями. Но если присмотреться и провести параллельный анализ, увидим и много различных аспектов. Лошадь и полководец на обоих образцах — примерно в той же позиции, оба смотрят чуть влево. На голове у обоих офицеров — военные уборы, у командира Котовского кепка, а на Фрунзе — будёновка с большой звездой без герба . Котовский одет в летнюю одежду, в то время как Фрунзе облачён в зимнюю; у обоих шашки в ножнах — с левой стороны, в параллельной к туловищам позиции. И невооруженным глазом можно заметить, что в памятнике, посвящённому Г.И. Котовскому, все детали более подробно проработаны, обдуманы, прорисованы, их там и намного больше, нежели в статуе М.В. Фрунзе. Последняя стилизована до максимума и упрощена в своих формах, как в фигуре полководца, так и коня. Можно даже сказать, что работа 1953-го более классическая, или, скорее, неоклассическая, в то время как выполненная в 1967-ом — уже более модернистского характера. Но можно предположить ещё, что авторы и не ставили в этом варианте памятника слишком большие цели в пластическом плане".
http://www.art-initiatives.org/?p=10270
frunze_4.jpg
frunze_3_1.jpg
---------------------------------------------------------------------

Следует отметить, что архитектор Ефим Петрович ВУЛЫХ - уроженец г. Бельцы, сын бельцкого фотографа
и владельца фотоателье П. Вулых.
Здесь более подробная информация об архитекторе Вулых.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18379
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Лазарь Дубиновский

Сообщение rimty » 05 янв 2016, 13:20

Дублирую из сообщения serj63-63.

Памятник в Кагуле.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Isaac
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2361
Зарегистрирован: 12 окт 2009, 18:41

Re: Лазарь Дубиновский

Сообщение Isaac » 05 янв 2016, 20:33

rimty писал(а):Дублирую из сообщения serj63-63.

Памятник в Кагуле.
А можно ли считать это памятником в привычном понимании ? Наверное, скорее, мемориальная доска или стена.

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18379
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Лазарь Дубиновский

Сообщение rimty » 05 янв 2016, 22:58

Isaac писал(а): А можно ли считать это памятником в привычном понимании ? Наверное, скорее, мемориальная доска или стена.
На данном этапе важнее выяснить не это, а кто является автором - Дубиновский или Дербенцев. )

В одном из источников явная ошибка - viewtopic.php?p=102426#p102426

Аватара пользователя
ер9ольга
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1617
Зарегистрирован: 03 ноя 2012, 00:03

Re: Лазарь Дубиновский

Сообщение ер9ольга » 05 фев 2016, 23:39

Скульптура "Полёт" в Фалештах (С РИА Новости)
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18379
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Лазарь Дубиновский

Сообщение rimty » 06 фев 2016, 01:15

ер9ольга писал(а):Скульптура "Полёт" в Фалештах (С РИА Новости)
Уж очень отличается от других известных нам работ Дубиновского.

Аватара пользователя
Смолин Евгений
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 4188
Зарегистрирован: 09 май 2011, 17:46

Re: Лазарь Дубиновский

Сообщение Смолин Евгений » 06 фев 2016, 11:16

ер9ольга писал(а):Скульптура "Полёт" в Фалештах (С РИА Новости)
Фалешты Скульптура Полет работы Лазаря Дубиновского 1983 Соломонов.


Все странное. Может скульптор Сергей Дубиновский, архитектор Генадий Соломинов?

Аватара пользователя
ер9ольга
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1617
Зарегистрирован: 03 ноя 2012, 00:03

Re: Лазарь Дубиновский

Сообщение ер9ольга » 06 фев 2016, 21:58

Смолин Евгений писал(а):
ер9ольга писал(а):Скульптура "Полёт" в Фалештах (С РИА Новости)
Фалешты Скульптура Полет работы Лазаря Дубиновского 1983 Соломонов.


Все странное. Может скульптор Сергей Дубиновский, архитектор Генадий Соломинов?
Так была обозначена фотография. Соломонов - автор фото. Вообще в подписях "РИА Новости" иногда есть ошибки, может это ошибка?

Аватара пользователя
serj63-63
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 4293
Зарегистрирован: 15 май 2012, 10:54

Re: Лазарь Дубиновский

Сообщение serj63-63 » 15 апр 2016, 15:11

Енчиклопедия Советикэ Молдовеняскэ.Том-3,1972 г.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Ответить

Вернуться в «Жители Кишинёва»