Священномученик Митрополит Серафим (Чичагов)
Добавлено: 29 июл 2010, 00:19
Священномученик Серафим (в миру Леонид Михайлович Чичагов) родился в семье военного и принадлежал к именитому дворянскому роду. После окончания Императорского Пажеского корпуса участвовал в Балканской войне 1876–1877 годов.
Подполковник Чичагов Леонид Михайлович, середина 1880 гг.
По возвращении с фронта в Петербург познакомился с праведным Иоанном Кронштадтским и стал его духовным чадом. В 1879 году сочетался браком с Н. Н. Дохтуровой.
Пути Господни неисповедимы. Когда Леониду Михайловичу Чичагову было лет 30, никто не мог бы предположить, что он может стать священником. В то время он был блестящим офицером, настоящим «светским львом». Потомок двух известнейших адмиралов, дворянин, внешне он мало чем отличался от молодых людей своего круга – имел со вкусом обставленный дом, элегантный выезд, красавицу-жену, посещал театры и балы. Прекрасно образованный, владевший иностранными языками, он находил удовольствие в занятии живописью и музыкой и для многих, кто знал его не близко, было открытием, что Чичагов является одним из лучших в России специалистов в области военной истории, автором капитального труда по артиллерии. Еще большее удивление вызывало то, что на протяжении многих лет он разрабатывал собственную систему лечения лекарствами растительного происхождения. Стимулом к занятию медициной послужило то, что, будучи участником войны на Балканах, Чичагов стал свидетелем страданий тысяч раненных. Его метод был описан в 2 томах фундаментального исследования – «Медицинских беседах».При его безупречной службе, учитывая его высокие награды – десять российских и иностранных орденов – ему прочили высшие государственные степени. Но в возрасте 34 лет Леонид Чичагов, только что возведенный в чин полковника, ошеломил Петербург решением выйти в отставку…
В 1891 году вышел в отставку с воинской службы и в 1893-м по благословению Иоанна Кронштадтского принял священнический сан. Служил в разных храмах Москвы. В 1895 году умерла его жена. В это время он начал работать над «Летописью Серафимо-Дивеевского монастыря» и в 1898 году принял монашеский постриг с именем Серафим. Вскоре он был назначен настоятелем Суздальского Спасо-Евфимиевского монастыря. Серафим (Чичагов) писал иконы.Икона "Спаситель в белом хитоне", написанная владыкой Серафимом
Митрополит Серафим в игуменских покоях Воскресенского Новодевичьего монастыря, Ленинград 1928-1933 гг.
В московском храме Илии-пророка находится чудесный образ Спасителя его работы.
После принятия сана.
Священник Леонид Чичагов,середина 1890-х
В 1903 году по составленному им представлению и при активном содействии императора Николая II был прославлен преподобный Серафим Саровский. В это же время он составил акафист Преподобному. В 1905 году Серафим стал епископом Сухумским.
6 февраля 1906 года, в самый разгар смуты, охватившей тогда Россию, епископ Серафим был назначен на Орловскую кафедру. Орловская губерния подверглась сильнейшему разгрому: множество помещичьих усадеб было сожжено, разграблено, сельская молодежь, пьянствуя по ночам, обкрадывала амбары, кидала в окна священнических домов камни, разрушала и сами дома. Обстановка усугублялась тем, что местные власти были в растерянности, часть духовенства увлеклась новыми политическими идеями, в семинариях творились беспорядки, даже церковные старосты бастовали.
Владыка решил сам открыто выступить в городах и селах на словесную и духовную борьбу со смутой и немедленно воспользовался предложением Священного Синода от 18 ноября 1905 года о возрождении приходской жизни.
Свидетельством все возраставшего авторитета владыки Серафима, как епархиального архиерея, явилось назначение его в 1907 году присутствующим членом Святейшего Синода. Вскоре владыке Серафиму была поручена Кишиневская епархия. Положение дел там было еще сложнее, нежели в Орловской епархии ко времени прибытия туда владыки Серафима.
Трехлетняя созидательная деятельность святителя Серафима на Кишиневской кафедре не только привела к подлинному преображению епархии, но и получила самую высокую оценку как в Святейшем Синоде, так и у Государя.
Прибыв в Кишинёв 28 октября того же года, владыка Серафим столкнулся с печальной картиной епархиальных дел, представших перед его взором в Кишинёвской епархии: "Огорчаюсь южанами, как у них все церковное пало, обрядность пропала, пение еще по нотам Бахметьева и все исковеркано, – писал владыка Серафим. – Ужас в том, что изменить мне невозможно, тут регент – соборный священник, любимец всего города, ничего не понимающего в пении, и он преподаватель во всех учебных заведениях. Во всем городе один архиерейский хор. Причт соборный из академиков-законоучителей. Собор без прихода, очень бедный, и ничего не могу поделать, так что у меня нет и ключаря в помощь, ибо он законоучитель. Словом, не встречал нигде такой обстановки в России и стою в тупике, потому что выхода нет решительно никакого".
С 1906 по 1912 год он был архиепископом Орловским, Кишиневским и Тверским. Участвовал в Поместном соборе 1917-1918 годов, где возглавлял отдел «Монастыри и монашество».
И может быть, наилучшей характеристикой содеянного владыкой Серафимом в Кишиневской епархии явился Высочайший указ Государя Святейшему Синоду от 16 мая 1912 года, обращенный к епископу Серафиму: «Святительское служение Ваше, отмеченное ревностью о духовно-нравственном развитии преемственно вверявшихся Вам паств, - говорилось в Высочайшем указе, - ознаменовано особыми трудами по благоустроению Кишиневской епархии. Вашими заботами и попечением множатся в сей епархии церковные школы, усиливается проповедническая деятельность духовенства и возвышается религиозное просвещение православного населения Бессарабии. Особого внимания заслуживают труды Ваши по устройству в городе Кишиневе епархиального дома и связанных с ним просветительских и благотворительных учреждений. В изъявление монаршего благоволения к таковым заслугам Вашим Я… признал справедливым возвести Вас в сан архиепископа. Поручая себя молитвам Вашим, пребываю к Вам благосклонным. Николай».
Эпископ Кишиневский Серафим (Чичагов) самоотверженно боролся с "иннокентьевщиной" – распространённым в епархии антицерковным движением. Ревностно выступал за сохранение чистого молдавского языка в богослужении, против распространения "культурного румынского языка", которому активно обучали молдаван сепаратисты.
В Кишинёве в 1911 году был издан сборник слов и речей Преосвященного Серафима, произнесенных им в бытность его священником и архимандритом. Там же вышел и сборник его проповедей, бесед и речей, произнесенных им уже епископом Кишиневским и Хотинским. Внучка Преосвященного Серафима, Варвара Васильевна Черная, впоследствии настоятельница Московского Новодевичьего монастыря игуменья Серафима, пишет: "Два эти сборника – большое наше духовное богатство, и они, несомненно, заслуживают внимания современного читателя".
Последним великим делом владыки Серафима в Кишинёве стал ремонт Христо-Рождественского кафедрального собора, завершённый к 1914 году. На воззвание архипастыря поддержать начатое им "столь необходимое и важное дело по обновлению драгоценного памятника народного", откликнулось множество частных лиц, духовных и светских, монастыри, кишиневская городская дума. Над обветшавшим куполом был устроен новый чехол, художественно покрытый алюминием, кресты позолочены. Внутреннее пространство собора расширилось в результате переноса клиросов и устройства хоров над входом у западной стены, а также снятия железных решеток и плит над погребением архиепископов Димитрия и Антония и греческого митрополита Григория Иринопольского. Почти вся соборная утварь была заменена, пол вымощен метлахскими разноцветными плитками, а в алтаре паркетом. Стены и купол были расписаны по образцу киевского Владимирского собора художником Зариным, председателем иконописного общества, и его учениками.
В 1917 году владыка Серафим был изгнан обновленцами со своей кафедры. Патриарх Тихон назначил его в Варшаву, но он так и не прибыл на место служения в связи с происходившими там боевыми действиями. В 1921 году, будучи уже в сане митрополита, Серафим был сослан в Архангельскую область.
Несколько лет он прожил в Воскресенском Феодоровском монастыре под Шуей, а в 1928 году был возвращен к делам Церкви и назначен на Ленинградскую кафедру. Последние годы владыка Серафим жил под Москвой. В 1937 году его арестовали и на носилках доставили в Таганскую тюрьму. 11 декабря того же года он был расстрелян на полигоне в Бутово под Москвой.
В 1997 году Архиерейским Собором Русской православной Церкви митрополит Серафим (Чичагов), бывший пастырь Кишинёвской епархии, был причислен к лику святых как Новомученик. В центре молдавской столицы памятником убиенному святителю навсегда остался реставрированный им Кафедральный Собор Рождества Христова.
http://www.novodev.narod.ru/serafim/serafim.html
http://www.pstbi.ru/
http://chichagovs.narod.ru/booklets/seraphim.html
Подполковник Чичагов Леонид Михайлович, середина 1880 гг.
По возвращении с фронта в Петербург познакомился с праведным Иоанном Кронштадтским и стал его духовным чадом. В 1879 году сочетался браком с Н. Н. Дохтуровой.
Пути Господни неисповедимы. Когда Леониду Михайловичу Чичагову было лет 30, никто не мог бы предположить, что он может стать священником. В то время он был блестящим офицером, настоящим «светским львом». Потомок двух известнейших адмиралов, дворянин, внешне он мало чем отличался от молодых людей своего круга – имел со вкусом обставленный дом, элегантный выезд, красавицу-жену, посещал театры и балы. Прекрасно образованный, владевший иностранными языками, он находил удовольствие в занятии живописью и музыкой и для многих, кто знал его не близко, было открытием, что Чичагов является одним из лучших в России специалистов в области военной истории, автором капитального труда по артиллерии. Еще большее удивление вызывало то, что на протяжении многих лет он разрабатывал собственную систему лечения лекарствами растительного происхождения. Стимулом к занятию медициной послужило то, что, будучи участником войны на Балканах, Чичагов стал свидетелем страданий тысяч раненных. Его метод был описан в 2 томах фундаментального исследования – «Медицинских беседах».При его безупречной службе, учитывая его высокие награды – десять российских и иностранных орденов – ему прочили высшие государственные степени. Но в возрасте 34 лет Леонид Чичагов, только что возведенный в чин полковника, ошеломил Петербург решением выйти в отставку…
В 1891 году вышел в отставку с воинской службы и в 1893-м по благословению Иоанна Кронштадтского принял священнический сан. Служил в разных храмах Москвы. В 1895 году умерла его жена. В это время он начал работать над «Летописью Серафимо-Дивеевского монастыря» и в 1898 году принял монашеский постриг с именем Серафим. Вскоре он был назначен настоятелем Суздальского Спасо-Евфимиевского монастыря. Серафим (Чичагов) писал иконы.Икона "Спаситель в белом хитоне", написанная владыкой Серафимом
Митрополит Серафим в игуменских покоях Воскресенского Новодевичьего монастыря, Ленинград 1928-1933 гг.
В московском храме Илии-пророка находится чудесный образ Спасителя его работы.
После принятия сана.
Священник Леонид Чичагов,середина 1890-х
В 1903 году по составленному им представлению и при активном содействии императора Николая II был прославлен преподобный Серафим Саровский. В это же время он составил акафист Преподобному. В 1905 году Серафим стал епископом Сухумским.
6 февраля 1906 года, в самый разгар смуты, охватившей тогда Россию, епископ Серафим был назначен на Орловскую кафедру. Орловская губерния подверглась сильнейшему разгрому: множество помещичьих усадеб было сожжено, разграблено, сельская молодежь, пьянствуя по ночам, обкрадывала амбары, кидала в окна священнических домов камни, разрушала и сами дома. Обстановка усугублялась тем, что местные власти были в растерянности, часть духовенства увлеклась новыми политическими идеями, в семинариях творились беспорядки, даже церковные старосты бастовали.
Владыка решил сам открыто выступить в городах и селах на словесную и духовную борьбу со смутой и немедленно воспользовался предложением Священного Синода от 18 ноября 1905 года о возрождении приходской жизни.
Свидетельством все возраставшего авторитета владыки Серафима, как епархиального архиерея, явилось назначение его в 1907 году присутствующим членом Святейшего Синода. Вскоре владыке Серафиму была поручена Кишиневская епархия. Положение дел там было еще сложнее, нежели в Орловской епархии ко времени прибытия туда владыки Серафима.
Трехлетняя созидательная деятельность святителя Серафима на Кишиневской кафедре не только привела к подлинному преображению епархии, но и получила самую высокую оценку как в Святейшем Синоде, так и у Государя.
Прибыв в Кишинёв 28 октября того же года, владыка Серафим столкнулся с печальной картиной епархиальных дел, представших перед его взором в Кишинёвской епархии: "Огорчаюсь южанами, как у них все церковное пало, обрядность пропала, пение еще по нотам Бахметьева и все исковеркано, – писал владыка Серафим. – Ужас в том, что изменить мне невозможно, тут регент – соборный священник, любимец всего города, ничего не понимающего в пении, и он преподаватель во всех учебных заведениях. Во всем городе один архиерейский хор. Причт соборный из академиков-законоучителей. Собор без прихода, очень бедный, и ничего не могу поделать, так что у меня нет и ключаря в помощь, ибо он законоучитель. Словом, не встречал нигде такой обстановки в России и стою в тупике, потому что выхода нет решительно никакого".
С 1906 по 1912 год он был архиепископом Орловским, Кишиневским и Тверским. Участвовал в Поместном соборе 1917-1918 годов, где возглавлял отдел «Монастыри и монашество».
И может быть, наилучшей характеристикой содеянного владыкой Серафимом в Кишиневской епархии явился Высочайший указ Государя Святейшему Синоду от 16 мая 1912 года, обращенный к епископу Серафиму: «Святительское служение Ваше, отмеченное ревностью о духовно-нравственном развитии преемственно вверявшихся Вам паств, - говорилось в Высочайшем указе, - ознаменовано особыми трудами по благоустроению Кишиневской епархии. Вашими заботами и попечением множатся в сей епархии церковные школы, усиливается проповедническая деятельность духовенства и возвышается религиозное просвещение православного населения Бессарабии. Особого внимания заслуживают труды Ваши по устройству в городе Кишиневе епархиального дома и связанных с ним просветительских и благотворительных учреждений. В изъявление монаршего благоволения к таковым заслугам Вашим Я… признал справедливым возвести Вас в сан архиепископа. Поручая себя молитвам Вашим, пребываю к Вам благосклонным. Николай».
Эпископ Кишиневский Серафим (Чичагов) самоотверженно боролся с "иннокентьевщиной" – распространённым в епархии антицерковным движением. Ревностно выступал за сохранение чистого молдавского языка в богослужении, против распространения "культурного румынского языка", которому активно обучали молдаван сепаратисты.
В Кишинёве в 1911 году был издан сборник слов и речей Преосвященного Серафима, произнесенных им в бытность его священником и архимандритом. Там же вышел и сборник его проповедей, бесед и речей, произнесенных им уже епископом Кишиневским и Хотинским. Внучка Преосвященного Серафима, Варвара Васильевна Черная, впоследствии настоятельница Московского Новодевичьего монастыря игуменья Серафима, пишет: "Два эти сборника – большое наше духовное богатство, и они, несомненно, заслуживают внимания современного читателя".
Последним великим делом владыки Серафима в Кишинёве стал ремонт Христо-Рождественского кафедрального собора, завершённый к 1914 году. На воззвание архипастыря поддержать начатое им "столь необходимое и важное дело по обновлению драгоценного памятника народного", откликнулось множество частных лиц, духовных и светских, монастыри, кишиневская городская дума. Над обветшавшим куполом был устроен новый чехол, художественно покрытый алюминием, кресты позолочены. Внутреннее пространство собора расширилось в результате переноса клиросов и устройства хоров над входом у западной стены, а также снятия железных решеток и плит над погребением архиепископов Димитрия и Антония и греческого митрополита Григория Иринопольского. Почти вся соборная утварь была заменена, пол вымощен метлахскими разноцветными плитками, а в алтаре паркетом. Стены и купол были расписаны по образцу киевского Владимирского собора художником Зариным, председателем иконописного общества, и его учениками.
В 1917 году владыка Серафим был изгнан обновленцами со своей кафедры. Патриарх Тихон назначил его в Варшаву, но он так и не прибыл на место служения в связи с происходившими там боевыми действиями. В 1921 году, будучи уже в сане митрополита, Серафим был сослан в Архангельскую область.
Несколько лет он прожил в Воскресенском Феодоровском монастыре под Шуей, а в 1928 году был возвращен к делам Церкви и назначен на Ленинградскую кафедру. Последние годы владыка Серафим жил под Москвой. В 1937 году его арестовали и на носилках доставили в Таганскую тюрьму. 11 декабря того же года он был расстрелян на полигоне в Бутово под Москвой.
В 1997 году Архиерейским Собором Русской православной Церкви митрополит Серафим (Чичагов), бывший пастырь Кишинёвской епархии, был причислен к лику святых как Новомученик. В центре молдавской столицы памятником убиенному святителю навсегда остался реставрированный им Кафедральный Собор Рождества Христова.
http://www.novodev.narod.ru/serafim/serafim.html
http://www.pstbi.ru/
http://chichagovs.narod.ru/booklets/seraphim.html