Но, в принципе, уважаемый steinchik прав. Конечно, это - знаменитый Хаим Житловский (я изначально пользовался немецким источником, где "Sch" в начале его фамилии читается как "Ш").
Он - примечательная личность и вот, что говорится о нём в Электронной Еврейской Энциклопедии на русском
(https://eleven.co.il/jews-of-russia/mov ... ies/11571/):
"ЖИТЛО́ВСКИЙ Хаим (1865, Ушачи, Витебская губерния, — 1943, Калгари, Канада), публицист, теоретик социалистического автономизма и убежденный идишист.
Сын просвещенного и глубоко религиозного купца. Посещал хедер, а дома обучался русскому языку и светским наукам. Учился в Витебской гимназии, где в 1878 г. подружился с С. Ан-ским, под влиянием которого увлекся народничеством и в 1882 г. оставил родной дом и учебу, чтобы «идти в народ». Однако вскоре под влиянием статей М. Лилиенблюма Житловский пришел к решению совместить участие в русском революционном движении с борьбой за права еврейского народа. Тем не менее, когда он, основав с русскими друзьями в 1884 г. группу партии Народная воля в Витебске, предложил образовать и еврейскую организацию этой партии, ее руководство обвинило Житловского в сепаратизме, а попытку Житловского в 1888 г. наладить в Цюрихе выпуск социалистической литературы на идиш его русские товарищи назвали «еврейскими фантазиями». Опубликовав в 1887 г. на русском языке работу «Мысли об исторических судьбах еврейства», Житловский продолжал активно участвовать в движении народовольцев и в 1893 г. стал одним из семи основателей Союза русских социалистов-революционеров за границей (ядро будущей партии эсеров, в которую Житловский вошел при ее образовании в 1901–1902 гг.) и редактором журнала организации «Русский рабочий». В философских работах, опубликованных в 1895–96 гг. в немецких и русских журналах, Житловский подвергал критике догматический марксизм, доказывая, в частности, несовместимость материализма с «диалектической логикой», и отстаивал «субъективную социологию» П. Лаврова и Н. Михайловского.
В 1892 г. Житловский получил степень доктора философии в Бернском университете. В том же году Житловский в народническом издательстве в Лондоне опубликовал на русском языке брошюру «Еврей к евреям», в которой призывал еврейскую интеллигенцию вернуться к своему народу. Житловский утверждал в этой брошюре, что евреям нужно не гражданское, а национальное равноправие, так как они самостоятельный народ («не 4% кого-то, а 100% самих себя»); что паразитический характер экономической жизни евреев может быть исцелен образованием еврейских земледельческих кооперативов; что еврейский рабочий класс может стать опорой развития еврейского социалистического движения и евреи должны участвовать в общероссийской революционной борьбе. Это было одно из первых изложений идеи автономизма, отличавшееся от принципов, провозглашенных пять лет спустя С. Дубновым, резко социалистической и революционной направленностью. Свою идею Житловский противопоставил идее сионизма в работе «Ционизмус одер социализмус» («Сионизм или социализм», 1898), опубликованной в «Дер идишер арбетер» — органе Бунда, с которым он тогда сблизился. В статье «Дос идише фолк ун ди идише шпрах» («Еврейский народ и язык идиш», 1904) для беспартийной газеты «Фрайнд» и во многих других статьях Житловский отстаивает идею жизнеспособности еврейской культуры в странах рассеяния.
После Кишиневского (см. Кишинев) погрома в 1903 г. Житловский склоняется к территориализму. По-прежнему отвергая сионизм, сохраняя связи с эсерами и сотрудничая с Социалистической еврейской рабочей партией, Житловский продолжает поиски синтеза интернационального социализма и национальных форм культуры и общественной жизни, пытается объединить автономизм и территориализм, то есть признает необходимость для евреев иметь собственную землю, на которой была бы сосредоточена большая часть народа, но остается верным идее всемирного союза трудящихся евреев. В 1904 г. Житловский делегируется эсерами в США для пропаганды и сбора средств. Он ненадолго возвращается в Россию, в 1908 г. руководит Черновицкой конференцией по языку идиш, после чего навсегда поселяется в Нью-Йорке, где издает ежемесячник «Дос найе лебн» (1908–13), сотрудничает в «Тог» и других периодических изданиях, посвятив свою публицистику пропаганде социалистического устройства еврейской жизни и языку идиш. Эрец-Исраэль, который он посетил в 1914 г., Житловский расценивал лишь как один из потенциальных центров мирового еврейства. В 1916–17 гг. Житловский формально вступил в партию По‘алей Цион, подписал в 1918 г. воззвание о создании Еврейского легиона. Бойкотировал в 1929–30 гг. коммунистическую газету «Фрайхайт» за проарабские выступления.
В 1936 г. Житловский под влиянием победы нацистов в Германии занял дружественную позицию по отношению к Советскому Союзу, а в еврейских поселениях в Биробиджане увидел воплощение своей идеи свободы национального развития в многонациональном социалистическом государстве. Житловский даже находил оправдание московским судебным процессам 1936–38 гг., чем оттолкнул от себя многих друзей. Но окончательно Житловский поставил себя в положение полной изоляции заявлениями о том, что нацистские «аншлюсы» — расплата за искусственное разделение границами единого национального организма, а акции против евреев — месть за их «паразитизм», за нежелание заниматься сельским хозяйством. Эти высказывания Житловского были охотно подхвачены нацистской пропагандой.
Своими эссе и публицистическими выступлениями Житловский существенно обогатил научно-философскую лексику языка идиш и способствовал его развитию. Архив и библиотека Житловского, согласно его завещанию, поступили в ИВО (Нью-Йорк)".
Еуда-Лейб Цирельсон
Биографии и факты из жизни людей, которые жили и работали в городе.
Модератор: rimty
Re: Еуда-Лейб Цирельсон
Сообщение serj63-63 » 23 апр 2024, 10:49
Еврейская энциклопедiя. Томъ седьмой. Стр.599
Издательство: Тип. Акц. Общ. Брокгауз-Ефрон
Место издания: СПб. Год издания: 1906—1913
Издательство: Тип. Акц. Общ. Брокгауз-Ефрон
Место издания: СПб. Год издания: 1906—1913
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Перейти
- История Кишинёва
- Улицы Кишинёва
- ↳ Пригороды и районы Кишинёва
- Здания Кишинёва
- Старые церкви Кишинёва
- Синагоги Кишинёва
- Кишинёвские кладбища
- Учебные заведения Кишинёва
- Кишинёвский транспорт
- ↳ Кишинёвские конка и трамвай
- ↳ Кишинёвский троллейбус
- ↳ Кишинёвский автобус
- ↳ Маршрутные такси Кишинёва
- ↳ Междугородное и международное автобусное сообщение
- Военный Кишинёв
- Памятники Кишинёва
- ↳ Фонтаны Кишинёва
- ↳ Арки Кишинёва
- Жители Кишинёва
- ↳ Градоначальники Кишинёва
- Архитекторы Бессарабии и Молдовы
- Парки Кишинёва
- Торговля и промышленность Кишинёва
- ↳ Гостиницы Кишинёва
- ↳ Магазины и рынки Кишинёва
- ↳ Заводы и фабрики Кишинёва
- ↳ Старые фотоателье Кишинёва
- ↳ Рестораны и кафе Кишинёва
- ↳ Выставки в Кишинёве
- ↳ Банки, кредитные и финансовые учреждения Кишинёва
- ↳ Мельницы Кишинёва
- Медицинские учреждения Кишинёва
- Театры, кинотеатры, музеи...
- ↳ Кинотеатры, телевидение, фильмы
- ↳ Фильмы, снимавшиеся в Кишинёве
- ↳ Театры Кишинёва
- ↳ Музеи Кишинёва
- Спорт. Спортивные сооружения Кишинёва.
- Кишинёв сегодня
- Железная дорога на территории Бессарабии и Молдовы
- ↳ Бельцы - Рыбница - Слободка
- ↳ Ревака - Каинары
- ↳ Железнодорожный транспорт и Кишинев
- ↳ Окница - Атаки
- ↳ Расписания движения и маршруты поездов в Молдове
- Авиация и водный транспорт Бессарабии и Молдовы
- ↳ Авиапарк
- ↳ Водный транспорт
- История Бессарабии и Молдовы
- ↳ Войны на территории Бессарабии и Молдовы
- ↳ Бессарабия во Второй Мировой Войне
- ↳ Наземный транспорт на территории Бессарабии и Молдовы
- ↳ Санатории, лечебницы и дома отдыха в Молдове
- ↳ Заповедники, реки, природные достопримечательности Молдовы
- ↳ Бессарабцы и гости Бессарабии и Молдовы
- ↳ Усадьбы Бессарабии и Молдовы
- ↳ Микро-ГЭС в Бессарабии и Молдове
- ↳ Памятники на территории Бессарабии и Молдовы
- Населённые пункты Бессарабии и Приднестровья
- ↳ Немецкие колонии в Бессарабии
- ↳ Черноморское побережье Бессарабии
- ↳ Русские сёла в Бессарабии
- ↳ Еврейские сельскохозяйственные поселения в Молдове
- ↳ Белгород-Днестровский (Аккерман, Cetatea Alba)
- ↳ Сороки (Soroca)
- ↳ Бендеры (Tighina)
- ↳ Измаил (Ismail, Тучков)
- ↳ Тирасполь (Tiraspol)
- ↳ Бельцы (Bălți)
- ↳ Оргеев (Orhei)
- ↳ Старый Орхей (Orheiul Vechi, Шехр аль-Джедид) - Бутучень, Требужень, Моровая
- ↳ Хотин (Hotin)
- ↳ Болград (Bolgrad)
- ↳ Хынчешты (Ганчешты, Котовск, Hâncești)
- ↳ Каменка (Camenca)
- ↳ Дубоссары (Dubăsari)
- ↳ Дрокия (Drochia)
- ↳ Рени (Reni)
- ↳ Килия (Chilia Nouă)
- ↳ Кагул (Cahul)
- ↳ Унгены (Ungheni)
- ↳ Рыбница (Rîbnița)
- ↳ Вилково (Vâlcov)
- ↳ Единцы (Edineți)
- ↳ Калараш (Călărași)
- ↳ Ниспорены (Nisporeni)
- ↳ Каушаны (Căușeni)
- ↳ Чадыр-Лунга (Ciadîr Lunga, Çadır)
- ↳ Комрат (Comrat, Komrat)
- ↳ Бричаны (Briceni)
- ↳ Дондюшаны (Dondușeni)
- ↳ Вадул-Рашков (Vadul-Rașcov)
- ↳ Резина (Rezina)
- ↳ Флорешты (Florești)
- ↳ Рашков (Rașcov)
- ↳ Леова (Leova)
- ↳ Фалешты (Făleşti)
- ↳ Татарбунары (Tatar-Bunar, Tătărăști)
- ↳ Сарата (Sarata)
- ↳ Новые Анены (Anenii Noi)
- ↳ Криуляны (Criuleni)
- ↳ Страшены (Strășeni)
- ↳ Шолданешты (Șoldănești, Черненко)
- ↳ Липканы (Lipcani)
- ↳ Окница (Ocnița)
- ↳ Чимишлия (Cimișlia)
- ↳ Штефан-Водэ (Ștefan Vodă, Суворово)
- Монастыри и церкви Бессарабии и Приднестровья
- Оффлайны
- Разговоры обо всём
- Новости форума и сайта