- Розита ПОТЕХИНА, народная артистка Молдавской ССР
Rozita Potehina.JPG
____________________________________________________________________
Известная балерина ведет танцевальный кружок в Сердобске
Сейчас Розита Потехина учит танцевать школьниц...
В свои семьдесят лет Розита Алексеевна Потехина легко может сесть на шпагат, выполнить любое
танцевальное па или прыжок. Балетная закалка дает о себе знать.
- В жизни иногда происходят вроде бы случайные вещи, которые на самом деле приводят тебя к тому,
что суждено судьбой, - говорит Розита Алексеевна.
Вся ее жизнь - подтверждение этим словам, ведь передряг на пути этой женщины было немало. Начиная
с тяжелого военного детства и до того момента, как она оказалась в городе Сердобске Пензенской области.
В годы войны маленькую Розиту с матерью эвакуировали в Ташкент.
После войны она поступила в Ташкенте в хореографическое училище.
После учебы попасть в ташкентский театр у Розиты не получилось, несмотря на «пятерки» в аттестате.
Педагогу юной балерины удалось выхлопотать запрос на нее из саратовского театра. В ту же ночь, когда
он пришел, девушка без вещей и практически без денег уехала в Саратов.
Работоспособность и актерские данные новенькой быстро оценили и почти сразу дали сольные партии
в спектаклях. Начались гастроли в разных городах Советского Союза. Розита Потехина блистала и на
сцене Большого театра в Москве.
- Мы репетировали в одном зале с Майей Плисецкой, Галиной Улановой. Но я тогда скромная была, не
пыталась очень близко познакомиться со знаменитостями, просто старалась что-то перенять из их
мастерства, - рассказывает Розита Алексеевна.
Вскоре Потехина переехала в Кишинев. Молдaвия стала ее второй родиной. Именно там она получила
звание заслуженной артистки.
- Меня тогда как раз позвали работать в Москву, там знаменитый балетмейстер Игорь Моисеев открывал
классическое отделение. Но я не могла бросить кишиневский театр, где спектакли ставили специально
под меня. Получилось бы, что я предаю республику, которая сделала меня заслуженной, - считает Розита Алексеевна.
Любимому делу Розита Алексеевна отдавалась полностью. Бывало, вместе с балетмейстером до глубокой
ночи ставили новые партии. Случалось выступать с травмами и на пуантах стоять с кровавыми мозолями.
А куда деваться - премьера, полный зал зрителей! Но на сцене каким-то чудом сразу боль забывалась,
оставались только образ, эмоции, которыми хотелось поделиться с каждым пришедшим на спектакль.
Проработав на сцене вместо положенных балеринам двадцати лет целых тридцать, Розита Потехина ушла
на пенсию. Она устала от суеты и постоянных переездов. Захотелось все бросить и уехать куда-нибудь в
глушь, никого не видеть и не слышать.
- Я купила себе домик в деревне под Сердобском. Советский Союз развалился, звание заслуженной артистки
перестало иметь значение. Больших денег у меня не было, жила тогда на копейки. В доме не было ни
воды, ни газа. Но трудностями меня не испугаешь. Деревенские всему учили. Им даже забавно было
наблюдать, как заслуженная артистка глину мешает, чтобы щель в стене замазать.
В Сердобске, узнав о ее заслугах, Розите Алексеевне предложили заниматься с детьми в хореографическом
классе. И вот уже пятнадцать лет она преподает девочкам азы балетного мастерства. Ее танцевальный
коллектив неоднократно занимал первые места на областных фестивалях.
- Жалею очень, что не могу передать свое мастерство действительно профессионально, - сетует
Потехина. - Здесь все на уровне кружка.
Но Розита Алексеевна не отчаивается и радуется жизни. При разговоре с ней просто заражаешься ее
оптимизмом и энергией.
- Я никогда не поддавалась панике, не боялась никаких проблем и никогда не жаловалась на судьбу,
- говорит Розита Алексеевна. - Ведь она дала мне возможность заниматься любимым делом.
из интервью "Комсомольской правде" 31 января 2008 г.
К сожалению, никаких сведений о Р.Потехиной, интервью или фотографий балетных спектаклей на молдавских
сайтах мне найти не удалось... Вся информация - из СМИ Пензенской области.
30 Марта 2016 г. Более позднее интервью:
Когда она родилась, ее отец, лейтенант РККА Алексей Потехин подарил ее маме Надежде огромный букет роз. Счастливая женщина перевела взгляд с мужа на малышку и сказала:
— Ну, вот и имя нашлось для нашей доченьки. Давай назовем ее Розой!
Но в загсе строгая регистратор-латышка (семья тогда жила в Риге) заявила, что такого имени нет. И предложила назвать кроху на местный манер Розитой.
Алексей души не чаял в жене и дочери, обеих носил на руках. Как-то заметил, что крошка Розита пританцовывает у него на коленях под музыку, растрогался:
— Да ты моя балерина!
А потом началась война…. Однажды ночью лейтенант Потехин разбудил Надежду:
— Собирайтесь, немцы на подходе к Риге. Поезд через час. Поедете в Ташкент к родственникам.
Когда семья через всю страну, наконец, добралась до Ташкента, родные встретили их страшной новостью: Алексей был убит в первом же бою прямым попаданием снаряда.
Младшая дочь супругов Потехиных родилась слабенькой, болезненной, и умерла, не дожив даже до десяти месяцев.
Горевать было некогда, была объявлена всеобщая трудовая повинность, и несчастной Надежде только и оставалось, что забыться на тяжелой работе.
Розиту прошлось отдать в круглосуточный детский сад. Сердобольные воспитатели старались всеми силами скрасить жизнь воспитанникам. Устраивали праздники, концерты, шили костюмы из подручных средств. И главной звездой всех утренников была маленькая Розита.
А потом, сняв нарядный костюм, бежала вместе с другими детьми к куче каменного угля — искать комочки морской глины, такой сладковатой и приятно тающей во рту. Голодные дошколята называли ее «черным шоколадом».
Вскоре после войны в Ташкенте начали строить новое здание Tеатра оперы и балета им. А. Навои. При уже существующей труппе открылась балетная студия, куда мать и отдала заниматься семилетнюю Розиту.
— Я была настолько захвачена балетом, что даже на улице иногда, забывшись, могла подпрыгнуть и несколько секунд парить в воздухе, как птица, — вспоминает народная артистка Молдавской ССР, когда-то ведущая прима-балерина Кишиневского театра оперы и балета Розита Потехина.
Как же эта птица дивная, которой рукоплескали зрители лучших театров СССР, в том числе и Большого, танцевавшая Одетту и Одиллию в «Лебедином озере», Марию и Зарему в «Бахчисарайском фонтане», Золушку, Спящую Красавицу, Жизель и Раймонду в одноименных спектаклях, оказалась на склоне лет в пензенской глубинке?
— Вообще, я объездила весь Союз, — рассказывает Розита Алексеевна. — Выступала в Венгрии, Болгарии…
После окончания Узбекского хореографического училища она танцевала в кордебалете Саратовского театра оперы и балета, но вскоре ее перевели в солистки. Первой ее главной ролью стала Мария в «Бахчисарайском фонтане».
Однажды, когда труппа была на гастролях в Москве, девушку заметил балетмейстер из Кишиневского театра. Он тогда набирал новую труппу, и сраженный талантом молодой артистки, предложил должность ведущей прима-балерины.
В Кишиневе карьера Розиты Потехиной сразу же пошла в гору, ее ввели во все спектакли, она постоянно выезжала с театром на гастроли.
На одной из декад молдавского балета в Москве, проходившей на сцене Большого театра, она приглянулась великому Игорю Моисееву. Маэстро пригласил Розиту в свой ансамбль народного танца СССР. Но совестливая балерина отказалась. Как можно оставить Кишиневский театр оперы и балета, ведь именно танцуя здесь, она недавно была удостоена звания заслуженной артистки?
— Не заставило себя ждать и звание народной. Я была знаменита, хорошо зарабатывала, мне дали роскошную трехкомнатную квартиру в центре Кишинева. Не состоялась лишь моя личная жизнь, — разводит руками Розита Алексеевна. — Дважды я была замужем, от первого брака родилась дочь Аня. Но ни с ее отцом — инженером по профессии — ни с ее отчимом — артистом балета — счастья не получилось.
В годы перестройки они с Анной вынуждены были оставить ставшим родным Кишинев и перебраться в Сердобск.
Денег от продажи квартиры в столице республики, хватило только на скромный старенький домик.
Розита Алексеевна к тому времени уже давно была на пенсии, но любимое дело не оставила. Открыла студию классического танца для девочек. Уникальный для Сердобска коллектив не раз занимал призовые места на областных конкурсах, некоторые из учениц Розиты Алексеевны поступили в различные балетные училища России.
Жизнь опять била ключом, артистка была востребована, пусть и в ином качестве.
… Мы побывали у нее в гостях в Сердобске две недели назад. Нас познакомили представители регионального отделения Общероссийского народного фронта, к которым Розита Алексеевна была вынуждена обратиться за помощью.
В 2012 году ее вовремя не госпитализировали, когда на левой ступне образовалась незаживающая трофическая язва, перешедшая в гангрену. В итоге — ампутация.
Но Розита Алексеевна жаловалась даже не на медиков. На одном из пензенских предприятий по производству искусственных нижних конечностей ей изготовили протез без учета анатомических особенностей — с таким протезом не то что ходить, сидеть невозможно.
Потехиной готовы помочь протезисты из С.-Петербурга, но государство оплачивает только проезд самого инвалида II группы, а сопровождающий должен ехать за свой счет. А на данный момент у Розиты Алексеевны и Анны сложное материальное положение.
Однако после того как члены ОНФ взяли вопрос под свой контроль, органы соцзащиты нашли возможность оплатить дорогу и сопровождающему.
Розита Алексеевна говорит, что если ей сделают удачный протез, она начнет вновь учить сердобских девoчeк балету.
Автор: Наталья СИЗОВА
https://pravda-news.ru/news/obshchestvo ... otez_nogi/