Страница 2 из 15

Re: Биографии

Добавлено: 26 май 2010, 18:02
rimty
__________Мануил ПОЛЯК__________

Мануил Поляк сохранил биографии многих бессарабцев, но его собственная остаётся тайной.
Вот уже полвека любой поиск, касающийся бессарабской старины,
профессиональные исследователи начинают с изучения личного
фонда Мануила Поляка, увлеченного собирателя книг (которые он отмечал
оригинальным экслибрисом), фотоснимков и текстовых материалов.
Изображение

В 29-и делах в Национальном архиве Молдовы содержится уникальная
информация по географии, истории, этнографии нашего края первой
половины прошлого века. Ни одна заметка в прессе, где хотя бы
упоминалась Бессарабия, не ускользала от внимания коллекционера.
Поляк её вырезал и вклеивал в тетрадь, а когда это не удавалось,
то старательно переписывал... Так он сохранил для нас 7 тысяч
фотоснимков (портреты и виды провинции) и немереное число
биографий – королевских особ, священнослужителей, военачальников,
коммерсантов, деятелей науки, культуры и искусства.
В коллекции, которая собиралась десятилетиями, особое место
занимает раздел о Пушкине, к которому Поляк питал особые чувства.

1.
Его очень интересовала фигура черносотенца Крушевана.
В досье библиофила – не одна статья 1908 года, рассказывающая
о кончине редактора газеты «Бессарабец». Прослеживая эту тему,
исследователь отмечает, что после похорон на доме, стоявшем на
пересечении улиц Синадиновской и Киевской, появилась мемориальная
доска с надписью: «Здесь жил и умер Павел Александрович Крушеван».
«В 1918 году, во время революции, – записывает Поляк, – доску разбили
и бросили в клозет». Только по концовке фразы можно догадаться об
отношении библиофила к этой скандальной «персоналии». Но обычно
в свои энциклопедические заметки автор не впускал эмоции –
только даты, факты и чужие мнения. Именно благодаря Поляку
я узнала, например, что сестра инициатора и вдохновителя
кишиневского погрома в 1903 году оставила родительский дом и,
приняв иудаизм, вышла замуж за еврея…

И. Г. Киркоров, предок известного певца, оказывается, был нашим
земляком. И он, и Григорий Котовский родились в местечке Ганчешты
(ныне Хынчешть). После окончания в Москве Петровской земледельческой
академии Иосиф Григорьевич Киркоров стал директором
сельскохозяйственной школы в Кокорозенах (Оргеевский уезд).
Туда он принял на учебу 13-летнего будущего бессарабского Робин Гуда.
Сироту из обедневшей дворянской семьи Киркоров обучал за
казённый счет, чего легендарный комбриг потом не забыл…

Личность Котовского тоже интриговала Поляка, особенно – его
загадочная гибель. Это теперь, нажми клавишу – и почти про любую
знаменитость интернет выдаст всю подноготную. А что было делать
пытливому исследователю в 40-е годы? Только заняться собственным
расследованием! Что и попытался сделать Мануил. В одной из
тетрадок находим список из 37 лиц (сюда попал и кокорозенский
директор), не понаслышке знавших Григория Ивановича…
Чем завершилось расследование Поляка и что произошло с самим
энциклопедистом в 41-м, когда он внезапно исчез из Кишинёва, –
остаётся только гадать…

2.
Увы, выдёргивая из объёмного фонда Поляка нужную информацию,
до сих пор ни один исследователь не заинтересовался судьбой самого
коллекционера. Его биографией по большому счету еще никто всерьёз
не занимался. Всё, что нам известно о Мануиле, – заслуга его
современников: историка Георге Безвикони, организатора учительских
курсов в Бельцах и делегата «Sfatul Ţarii» Николае Валуцы, редактора
журнала «Viaţa Basarabiei», выходившего в 30-х годах, Пана Халиппы.
Публикации нашего времени о Поляке– не что иное, как пересказ в разных вариациях
сведений, добытых этими авторами. Находок в расшифровке малоизученной
личности Поляка пока не замечено. Возможно, в сложившейся ситуации отчасти
виноват и сам подвижник бессарабской культуры: о себе он не оставил ни строчки.

Известно, что жил он в центре Кишинева, на углу улицы Александровской и
Галбенского переулка. Тогда там (на месте нынешнего Главпочтамта) стоял
театр «Beau Monde». В 1893 году двухэтажный каменный особняк с флигелем
и хозяйственными пристройками приобрел у известного
архитектора Карла Гаскета дедушка будущего коллекционера – Гдаль
(Машко) Абрамович Поляк. Через полвека в списках кишиневских
домовладельцев 1940 года хозяином этой недвижимости фигурировал
уже сам Мануил.

В составе Кишинёвского гарнизона он участвовал в войне 1914 года.
В Национальном архиве РМ сохранился приказ № 7 от
19 сентября 1916 года о направлении аптекаря М. Поляка в
112-ю сотню 40-го резервного батальона кавалерии.

Георге Безвикони упоминает о своём не совсем обычном знакомстве
с Поляком. Издатель Пан Халиппа пригласил историка сотрудничать
с его журналом «Viaţa Basarabiei». Как только вышел номер, редакция
получила письмо, в котором Безвикони обвинялся в… плагиате.
В чём состояли доводы внимательного читателя, уже не узнать…
Но им оказался служащий кишиневского филиала «Banca Moldova» Поляк…

У Мануила нет ни одной изданной книги. Это – одна из причин, по
которой отдельные исследователи считают его дилетантом в
исторической науке. Что, однако, не мешает им пользоваться
наследием энтузиаста. Между тем (о чем не раз в колонке о
культурной жизни сообщал журнал «Viaţa Basarabiei»), у Поляка
в 30-х годах к публикации были готовы несколько энциклопедий.
Это «Basarabia: artişti, muzicanţi, pictori, arhitecti si ingineri. Vol.I:
Colecţia Manuil Poleac.–Chişinău, 1930»; «Manuil Poleac. Heraldica
basarabeana. – Chişinău, 1930»; «Autografe si fotografii: Figuri
marcante ale Basarabiei: Colecţia Manuil Poleac. – Chişinău, 1930».

Почему этих изданий не дождались читатели, как материалы Поляка
попали в архив, а главное – что стало с самим автором?
Мы должны ответить на эти вопросы. Ради памяти этого собирателя,
который, не отдавая предпочтения ни чужой славе, ни чинам,
ни нациям, сохранил для нас облики тысяч разных, но не
случайных людей. Кто-то из них в Бессарабии родился, кто-то
здесь после себя оставил боль и страдания, кто-то во славу ее
бескорыстно трудился… Всем нам есть чему поучиться у Поляка.

Татьяна СОЛОВЬЕВА

Dorledor.info, 2006 г.

Re: Биографии

Добавлено: 05 авг 2010, 02:10
rimty
rimty писал(а):"Бессарабский соловей"
o Лидии ЛИПКОВСКОЙ
У нас есть возможность услышать голос Лидии Липковской!

http://www.youtube.com/watch?v=SYyFzgCyxrk

http://www.youtube.com/watch?v=UzgG1FMJxlw

Re: Биографии

Добавлено: 10 авг 2010, 14:35
rimty
В списке экипажа броненосца "Князь Потемкин-Таврический"
на время восстания (1905) числятся несколько уроженцев Бессарабии.
Но известно, что активное участиe в восстании принимал только один из них.

АЛЕКСЕЕВ Николай Семенович,
уроженец г.Кишинева, минный машинист. Призван на флот в 1902 г.
По материалам следствия - один из «главных зачинщиков мятежа»
на броненосце "Потемкин". Эмигрировал в Румынию. Член матросского
комитета в Бухаресте, подписал «Открытое письмо группы матросов
«Потемкина» к русскому пролетариату, опубликованное в «Искре» 15 июля 1905 г.
За пропаганду среди матросов-эмигрантов неоднократно подвергался арестам
румынских властей, в период фашистской диктатуры И.Антонеску дважды сидел в
концентрационном лагере.
Принял румынское подданство, к 1955 г. жил в рабочем поселке Морени
близ г.Кымпина.

forum

Re: Биографии

Добавлено: 10 окт 2010, 06:24
steinchik
Sitsinsky.jpg

Re: Биографии

Добавлено: 24 окт 2010, 10:20
rimty
Кишиневский купец

Товий Коган твёрдо следовал правилу: хочешь больше получать -
научись щедро отдавать, ибо всё, что уходит, возвращается
приумноженным. Впрочем, не исключено, что этими качествами
его наградили природа и ортодоксальное воспитание.

Изображение

Мельничное дело Товий открыл в 1883 году, когда ему исполнилось
всего двадцать. Через 14 лет он стал крупным дельцом. Обзавелся
одноэтажным домом из пяти комнат на углу Могилевской и Колодезного
переулка, 19. При этом две комнаты сдавал семье мельничного
служащего. Во время голода 1899 года на юге Бессарабии Товий
обеспечил своим хлебом жителей целого уезда, не оставил в беде
и голодающих Рязанской губернии.

К 1915 году благосостояние Когана - на подъёме. На улице Могилевской
вместо одного появилось уже три его дома - №№ 15, 17, 19. Размер
владений составлял 2100 квадратных саженей (4 тысячи 473 кв метра).
Недвижимость состояла из жилого дома, складов, конторы, двух флигелей,
которые, вероятно, занимали наёмные рабочие. Над этими одноэтажными
постройками возвышались двухэтажная макаронная фабрика и пятиэтажная
мукомольня - первая автоматическая мельница, где мололи лучшую
в Бессарабии муку. Говорят, православные хозяйки для пасхальных
куличей покупали только фирменные 10-килограммовые белые мешки
с голубой надписью «мельница Когана».

В ХIХ веке особняк дворянской семьи Рышкан-Деронжинских поражал
своей элегантностью и изяществом отделки. Теперь, увы, это
разрушающееся здание бывшего общества «Знание» (дом №60 на
Букурешть угол Влайку Пыркэлаб). Очевидно, в начале прошлого века
дом после кончины главы семейства за долги выставили на торги.
В апреле 1920 года за миллион сто тысяч леев его приобрел некий
купец Бабушкин. Меньше чем за месяц эта постройка перешла к Товию
Моисеевичу, который к прежней цене добавил ещё триста тысяч.

Хозяин чудо-мельницы жил красиво, но при этом сочувствовал сирым,
убогим и слабым своим согражданам, не деля их по религиозному или
национальному признакам. Артисты, художники, учителя, которых Коган
тоже поддерживал, уверяли, что там, где он появлялся, от доброты и
щедрости мецената изменялась температура воздуха. Кишинёвской общине
не надо было обращаться дважды к Когану, если на благое дело
начинали собирать средства. На столетний юбилей Еврейской больницы
(которая находилась по ул. Николаевской, 172-174, ныне - ул. Колумна)
Коган подарил аппарат для увлажнения и очистки воздуха. Дешёвой
столовой на Ильинской, 31 (ул.Сф.Илие) на Песах в 1928 году
пожертвовал тысячу леев (тогда это были деньги!). Помогал и самой
крупной в Бессарабии еврейской богадельне, основанной
состоятельными горожанами - тестем и зятем, Ш. Перельмутером и М. Клигманом.

Коган был почётным членом Общества «Еврейский дневной детский приют».
Согласно уставу, такого права удостаивались филантропы, внесшие
единовременные пожертвования не менее пяти тысяч леев. В 1929 году,
когда над Бессарабией опять простёр чёрные крылья голод, Товий
Моисеевич, как и другие богатые граждане, приобщился к спасению
жителей еврейских местечек. На одном из заседаний кишинёвского
Комитета помощи голодающим Коган взял на себя обязательство ежедневно
выдавать в фонд этого комитета по 100 килограммов хлеба.

Ушёл Товий Моисеевич в мир иной на 73-м году жизни. В день его
погребения в 1936 году траурный кортеж растянулся на несколько кварталов.
Процессия четырежды останавливалась для публичных выступлений и
гражданской панихиды, в том числе и у примэрии. Благодаря одному
любителю старины, пожелавшему остаться анонимным, мы располагаем
не только изображением знаменитой мельницы, но и портретом её владельца.

Татьяна СОЛОВЬЕВА

c dorledor.info

Re: Биографии

Добавлено: 24 окт 2010, 10:56
corax
rimty писал(а):Кишиневский купец

Товий Коган
На форуме есть дискуссия о мельнице Когана, неплохо бы продублировать и там это сообщение.

Re: Биографии

Добавлено: 01 дек 2010, 19:52
rimty
rimty писал(а):Известный педагог и общественный деятель Николай Дмитриевич Кодрян

Re: Биографии

Добавлено: 02 дек 2010, 00:57
Дмитрий Л.
rimty писал(а):
rimty писал(а):Известный педагог и общественный деятель Николай Дмитриевич Кодрян
Тож я делал :oops: ...

Re: Биографии

Добавлено: 06 дек 2010, 13:44
rimty
Светлана ЯКИР и её близкие

Яков Иосифович Якир, еврейский писатель, отец Светланы: «Вызовут меня в НКВД на допрос, – отпираться не стану. Да, откровенно скажу, я родственник того самого Якира. Красного командарма. Вы говорите, он подлец, предатель? Трудно представить... У нас в Бессарабии он был честным, порядочным человеком. Не знаю, что вы с ним сделали, что он у вас стал таким...»

Маня, жена Якова Иосифовича (после ареста мужа): «Грустная, очень грустная получается стирка,
когда в стирке нет мужского белья»...


***

С семьей Якир (и с каждым ее членом в отдельности) меня связывают нити, – нет, скорей, узы воспоминаний. Начать с того, что ряд лет я жил с ними в одном дворе на уютной, осененной каштанами, липами, акациями кишиневской улице, которую старожилы называли Синадиновской. К Якову Якиру меня влекло не просто как к еврейскому писателю, но еще больше – как к мученику, вернувшемуся домой после восьми лет каторги в Колымских лагерях. Яков Иосифович был, наверно, первым реабилитированным, первым возвращенцем из ада, которого мне довелось увидеть после смерти Сталина, и я испытывал жгучий интерес к его личности и судьбе.


Яков Якир

Хотя у меня было приподнятое настроение по случаю наступившей оттепели, переоценки ценностей, возвращения невинно осужденных, Якир не разделял моей восторженной доверчивости, не спешил рассказывать о пережитом, словно наказ тюремщиков «о неразглашении» еще не утратил власти над ним. Яков Иосифович с трудом возвращался к литературной работе, и я, стараясь его растормошить, написал с ним в соавторстве статью о стихах нашего общего приятеля, молдавского поэта Петра Заднипру, опубликованную в «Дружбе народов», затем мы подготовили публикацию о трех найденных письмах Шолом-Алейхема, адресованных издателю из молдавского города Сороки, – для журнала «Днестр».

Маня Якир, жена писателя, хотя и была простой домохозяйкой, никогда не пыталась предстать салонной интеллектуалкой, обладала острым умом, яркой речью и, по мнению многих, была даже «больше писательницей», чем ее муж. Однажды, еще до возвращения Якира с Колымы, стирая в лохани все, необходимое для семьи, Маня со вздохом произнесла: «Грустная стирка, когда в ней нет мужского белья».

К Якирам часто приходила в гости младшая сестра Мани, Йента Маш с мужем, не так давно вернувшаяся из сибирской ссылки. Внешне ничто в ней пока не предвещало, что через много лет, после ее репатриации в Израиль, Йента Маш в не молодые годы станет там известной писательницей.

У Якиров было двое детей. Сын, родившийся незадолго до окончания войны и названный Шолом, что означает мир.
На русский лад в обиходе его звали Шурик.
И дочь Светлана, родившаяся до войны и до прихода советских освободителей.
Ее еврейское имя было Блимале, цветок.

Со Светланой Якир, почти моей ровесницей, мы ходили в литературное объединение при газете «Молодежь Молдавии», которым руководил Кирилл Ковальджи, дружили семьями. Когда в Кишиневе открылся долгожданный Еврейский народный театр, который создали и возглавили поэт Мотл Сакциер и режиссер Рувим Левин, ранее учившийся в студии Михоэлса, мы в соавторстве со Светланой, тогда уже страдавшей тяжелым недугом, написали радостную рецензию на первый спектакль этого еврейского театра – о Шолом-Алейхемовской Касриловке. И опубликовали мы ее в «Вечернем Кишиневе».


Светлана Якир

О том, каким несомненным талантом обладала Светлана Якир, свидетельствует дружеское внимание к ее публикациям таких мастеров словесности, как Лев Кассиль, Любовь Кабо, Анатолий Кузнецов, Кирилл Ковальджи, Ион Друцэ.
Каждый из них оставил отзыв о ее творчестве или состоял в переписке с ней. Обстоятельства сложились так, что поделиться воспоминаниями о Светлане Якир меня обязывает не только долг дружбы или, может быть, ностальгия по нашей общей молодости, но целый ряд не опубликованных писем, мало известных материалов, сохранившихся у меня и, на мой взгляд, обладающих поныне несомненной историко-литературной ценностью. Их надо ввести в литературоведческий и читательский оборот.

Но прежде чем перейти непосредственно к новым текстам, я счел нужным дать краткую биографическую справку о Светлане Якир. Заглянул в интернет и с радостью обнаружил в «Википедии» заметку, посвященную ей. Нашлось в мировой сети место для памяти об одаренной писательнице, прожившей так мало лет и оставившей теплый след во многих сердцах.

Светлана Якир (1936-1971) родилась в Кишинёве в семье бессарабского еврейского писателя Янкеля Якира. Росла в Кишинёве и в местечке Згурица Сорокского жудеца (уезда), где проживала семья матери вплоть до депортации, – принудительного выселения в отдалённые районы Сибири сразу же после советского «освобождения» Бессарабии в 1940 году (в соответствии с пактом Молотов-Риббентроп). Бабушка погибла на поселении.

В годы Второй мировой войны – в эвакуации в Узбекистане. После войны отец Светланы, Яков Иосифович Якир, имевший честь сотрудничать с Еврейским Антифашистским Комитетом, был репрессирован, и семья осталась практически без средств к существованию. В годы оттепели Светлана окончила литературный факультет Кишинёвского педагогического института имени Иона Крянгэ (1954-58), затем работала в библиотеке.

Публиковаться начала в периодических изданиях вскоре после окончания института и быстро проявила себя незаурядным дарованием. Первый сборник повестей и рассказов «Жил-был двор» вышел в кишинёвском издательстве «Лумина» в 1968 году. В него вошла повесть «Мы – тыловые дети» и другие рассказы. В 1970 году в кишинёвском издательстве «Картя молдовеняскэ» вышел другой ее сборник рассказов – «Апроша».

Последний прижизненный сборник повестей и рассказов «Жил-был двор» вышел
в московском издательстве «Молодая гвардия» в 1971 году и в том же году
Светлана Якир умерла после продолжительной онкологической болезни.

писатель Михаил Хазин

перепискa

Re: Биографии

Добавлено: 06 дек 2010, 13:48
rimty
Первый сборник повестей и рассказов «Жил-был двор» вышел в кишинёвском издательстве «Лумина» в 1968 году.
"Жил-был двор" (1968) и
"Белая коза с серебряным колоколчиком" (1971),
это книги из моей библиотеки.

Re: Биографии

Добавлено: 03 янв 2011, 20:47
rimty
Степан Иванович СЕРБОВ

представленные им биографические сведения:
"Окончил 1 Кишинёвскую гимназию в 1868 году и поступил в
Петербургский Технологический институт по механическому отделению;
закончил 5 курсов в 1873 г. со степенью технолога I разряда
(переименован через год в инженера-технолога).
В 1876 г. ездил в Америку во время всемирной выставки, в Филадельфию.

В 1884 году построил в Кишинёве первый паровой механический-
чугунно-литейный завод, которым управлял по 1900 г.

Служил по Министерству финансов, Бессарабским губернским механиком,
а впоследствии фабричным инспектором Бессарабской губернии.
В этот же период состоял гласным Кишинёвской городской Думы,
почётным мировым судьёй Кишинёвского округа.
Состоял председателем Кишинёвского отделения Императорского
Русского Технического общества, товарищем председателя
Кишинёвского отделения Императорского русского музыкального
общества и председателем правления 2-го Кишинёвского общества
взаимного кредита".

Re: Биографии

Добавлено: 06 янв 2011, 13:12
lucia
Ищю информацию о Лидии Д. Писаржевской, дворянке польского происхождения, родилась и училась в Кишиневе в конце 19 века. Родственница химика Льва Писаржевсого. Одна из первых бессарабских писательниц, феменистка, больше известна на Западе . После 1914 года о ней ничего не известно

Re: Биографии

Добавлено: 06 янв 2011, 13:38
lucia
На http://www.globusbooks.com/Antiq_New_Arr_2010.htm продается ее самый извесный роман - антикварная книга изданная в Кишиневе в 1914 году, возможно единственый сохранившийся экземпляр
Писаржевская Л. Санаторий смерти и любви. Роман (Три части). Кишинев, тип. Бессарабия, обл. отпечатана в типогр. Т/Д К.Шехтер и С-ья, б. г., 261 с. + 290 с., стар. орфограф. Первые две части в тип. обл., сост. удовл., верх и низ корешка утрачены, углы обл. и стр. потрепаны, бумага пожелтела, обл. местами выгорела и загрязнена, с пятнами от липкой ленты, Часть третья в стар. любит. пер. в пятнах сырости, кожан. корешок с золот. тисн., на форзаце посторон. штамп, оборот титульного листа и первая стр. текста исписаны карандашом, бумага пожелтела :Search:

Re: Биографии

Добавлено: 23 янв 2011, 14:39
rimty
НАККО Ольга Егоровна, прозаик
(1840 -- 1919)

Ольга родилась в Одессе в 1840 г.
Выйдя в 1858 г. замуж за бес­сарабского историка и литератора А. Накко, она попада­ет,
по ее же словам, «в самую глушь Бессарабии», со­вершенно новую для нее среду.

Занималась изучением гелиоминиатюры, выпустила «Руководство
для изучения гелиоминиатюры, самое полное и подробное» (Од.,1882).
Литературную деятельность О. Накко начала в 1870-е гг.
Очерки, рассказы, новеллы и критические статьи Накко печатались
в газетах и в коллективных изданиях: «Мальвина (Из варшавской
жизни)», «Дни молодости» -- о пребывании А.С.Пушкина в Молдавии.
В прозе Накко можно выделить несколько направлений: жизнь молдавской деревни
в ее прошлом и настоящем; современная жизнь; историческое прошлое России.
Под впечатлением встречи с Л.Н.Толстым и его «Севастопольских
рассказов» она написала несколько произведений о Крымской войне.
Ольга знала молдавский язык, интересовалась обычаями молдаван
и «бессарабской стариной». Многие ее повести и очерки насыщены
бытовыми и этнографическими деталями, песнями, поговорками, пословицами.
Часть произведений писательницы была переиздана в 1970 году.

Re: Биографии

Добавлено: 13 фев 2011, 21:23
Isaac
На днях совершенно случайно обнаружил для себя интересный факт. Наверное, многие, ну, хотя бы люди старшего поколения, знакомы с артистом Андреем Тутышкиным. Он должен быть многим известен ( по крайней мере, мне ) по фильму Карнавальная ночь, где он играет бухгалтера. Так вот, оказывается, что этот актер родился в Кишиневе. И хотя точными данными не располагаю, надо думать, что и прожил в Кишиневе, наверное, первые лет 10 жизни.
Ниже привожу краткую биографию артиста.
Тутышкин Андрей Петрович биография
Советский актёр, режиссёр, сценарист.
24 января 1910, Кишинёв — 1 декабря 1971, Москва.

Заслуженный артист РСФСР (1946).
Известный комедийный актёр, сыгравший звёздные роли в фильмах «Волга-Волга», «Девушка с характером», «Карнавальная ночь». Режиссёр-постановщик популярных фильмов «Свадьба в Малиновке» и «Мы с вами где-то встречались».

На сцену Андрей Тутышкин вышел в 17 лет, ещё будучи студентом Вахтанговской школы. Параллельно с актёрской профессией его всегда притягивала и режиссура, поэтому свои первые постановки он осуществил на сцене театра, прежде чем выйти на «широкого» зрителя.
В 1930 году окончил школу при Московском театре имени Евг. Вахтангова, проработал там более 20 лет актёром и режиссёром. Был художественным руководителем Ленинградского театра музыкальной комедии, главным режиссёром Ленинградского театра имени Ленинского комсомола.
В 1960-е годы он окончательно ушёл в режиссуру и поставил такие фильмы, как ««Безумный день»», ««Вольный ветер», «К Чёрному морю», «Крыса на подносе», «Как рождаются тосты», «Шельменко-денщик».
Был художественным руководителем 1-го Московского кукольного театра (1949-1950), Ленинградского театра музыкальной комедии, главным режиссёром Ленинградского театра имени Ленинского комсомола.
В середине 1960-х годов Андрей Тутышкин фактически перестал сниматься, всё чаще занимая место по ту сторону кинокамеры. К сожалению, его творчество не было оценено по достоинству. Он не получил высоких званий и наград, его имени нет почти ни в одной энциклопедии, а режиссёрские работы были безжалостно раскритикованы современниками. Сегодня они – Золотой фонд киноискусства.



театральные работы
Среди его ролей в Вахтанговском театре: мудрец («Принцесса Турандот»); Актёр-королева («Гамлет»); Боткин («Аристократы»); Тятин («Егор Булычов и другие»); Аптекарь («Интервенция»); Антонио («Много шума из ничего»); Александр I («Фельдмаршал Кутузов»); Харитонов («Русские люди»). Поставил на вахтанговской сцене превосходные спектакли: «Соломенная шляпка» (1939); «Маскарад» (1941); «Слуга двух господ» (1943); «Последний день» (1945).

Режиссерские работы в Ленинградском театре "Комедии":
"Летний день" автор Ц. Солодарь, 1950 г.
"Добрый город" автор Г. Гулиа, 1950 г.
"Безумный день или женитьба Фигаро", автор Бомарше, 1952 г.

Re: Биографии

Добавлено: 13 мар 2011, 17:59
rimty
Вчера в одном из разговоров мелькнуло имя спортивного тренера Гринберга.
И вот оказывается, что сведения о нём есть в Википедии:

"Григоpий Лазаревич Гринберг, молдавский советский спортсмен и тренер по
настольному теннису.

Четырёхкратный чемпион СССР в одиночном, парном и смешанном разрядах
(1957, 1958, бронзовый призёр в 1954), 34-кратный чемпион Молдавии
(1945—1979) и чемпион СНГ среди ветеранов (1992). Первый в Молдавии
мастер спорта (1953) и почётный мастер спорта по настольному теннису.

Окончил исторический факультет Кишинёвского педагогического института
им. И. Крянгэ. С 1946 года был нападающим сборной Молдавии по футболу, выступал
за «Динамо» (Кишинёв), в составе которогo стал победителем
Кубка Молдавии; с 1949 года — многократный чемпион Кишинёва по
настольному теннису. На протяжении десятилетий был главным тренером
по настольному теннису общества «Локомотив». Автор пособий по настольному теннису".

Re: Биографии

Добавлено: 08 апр 2011, 13:53
Isaac
Памяти актера
Знаете, каким он парнем был!..
4 апреля 2011 года исполнилось бы 70 лет со дня рождения известного молдавского актера театра и кино Григоре Григориу
По этому случаю на родине актера, в Каушанах, перед вновь созданной в городе Аллей знатных каушанцев был торжественно открыт бронзовый бюст знатного земляка. Это, пожалуй, первый случай в истории молдавского искусства, когда, не будучи дважды Героем Социалистического Труда, ни даже народным артистом республики (только заслуженным, и то при Советах, в 1976 г.) столь высокой чести был удостоен актер. Причем инициативу проявило не Министерство культуры, а руководители районного звена.

И все же, даже не имеющий официального звания народного артиста Молдовы, Григориу был настоящим любимцем широких масс зрителей, и не только в Молдове, но и во всей нашей бывшей большой стране и за ее пределами, несмотря на то что, как и народный артист СССР Михай Волонтир, не имел даже специального актерского образования.


В молодости Григориу увлекался спортом. Проявил незаурядные способности боксера среднего веса, был неплохим наездником, любил лошадей, что помогло ему в картине Эмиля Лотяну "Табор уходит в небо" талантливо сыграть роль цыгана-конокрада Лойко Зобара. А начинал он свою актерскую карьеру не на столичной сцене, а в скромном каушанском межколхозном театре. В ту пору, когда повсюду в Молдавии создавались межколхозные объединения по мясу, молоку, электрификации и механизации, садоводству и виноградарству, идея межколхозного театра не выглядела столь нелепой. Те же руководители Каушанского района подумали: "А не создать ли нам и межколхозный театр?"

Сказано — сделано. В качестве художественного руководителя межколхозного театра пригласили актера театра "Лучафэрул" из когорты щукинцев Думитру Маржине. А когда Григориу перерос рамки межколхозного театра, тот же Думитру Маржине рекомендовал его "на повышение" в Бельцкий драматический театр им.В.Александри. Это уже была профессиональная сцена, хотя в ее труппе преобладали талантливые новички — Михай Волонтир, Якоб Бургиу, ставший известным писателем и кинорежиссером.

Долго Григориу на сцене Бельцкого театра не задержался. В ту пору воспитанник Ленинградского драматического театра им.А.Н.Островского Георге Симинел создал на Молдавском телевидении телетеатр "Диалог", куда пригласил и Григориу. Стажировка и совершенствование мастерства в телетеатре помогли Григориу подняться еще на одну ступеньку в своей профессии. Его приглашают уже на сцену театра "Лучафэрул", а отсюда до кинематографа уже рукой подать.

Первым разглядел в Григориу будущую кинозвезду Эмиль Лотяну, который в 1966 году снимал на "Молдова-филме" свою романтическую ленту "Красные поляны". В этой картине дебютировали сразу три будущие знаменитости — Григоре Григориу, Светлана Тома и Виктор Соцки-Войническу. Роль молдавского чабана Саввы Милчу — настоящего мачо, не могла остаться незамеченной. Спохватились и другие режиссеры: "А чем мы хуже?". И в том же году Григориу снимается у В.Гажиу и В.Лысенко в "Горьких зернах" и у Василе Паскару — в картине "Марианна". Три роли в один год у актера дебютанта в кинематографе! Такого не было не только на нашей студии, но и во всем многонациональном советском кинематографе. И какие эти роли разные!

За один год у разных режиссеров он практически прошел полный курс актерского факультета ВГИКа на родной молдавской студии. И все же Григориу больше запомнилась в том году жесткая требовательность к актеру в работе с Эмилем Лотяну. В одном из своих интервью, опубликованном в московском киноежегоднике, Григориу сознавался: "На ринге было бы легче".

"С любимыми не расставайтесь" — эта строчка из известного стихотворения как нельзя лучше подходит к Эмилю Лотяну, который практически во всех своих последующих фильмах не расставался с актером Григориу, снимая его в самых разных ролях. В "Лэутарах" Григориу исполняет роль гайдука Раду Негостина, идущего на верную смерть, чтобы спасти жизнь томящемуся в тюрьме своему родному брату, взятому в заложники жандармами. Здесь актер выступает тоже в паре со Светланой Тома, которая исполняет роль невесты Раду Негостина. А уж о ленте "Табор уходит в небо" и говорить не приходится. В этой картине Григоре Григориу и Светлана Тома показали высший класс своего мастерства. Если за музыкальную ленту "Лэутары" Лотяну был удостоен Второго приза на Международном кинофестивале в Сан-Себастьяно (Испания) — "Серебряной раковины", то "Табор уходит в небо" принес ему на этом же международном кинофестивале "Золотую раковину" — главный приз этого кинофорума. И в том несомненная заслуга не только режиссера, но и его воспитанников — Григоре Григориу и Светланы Тома.

С Григоре Григориу и другими молдавскими актерами Лотяну не расставался не только в "Таборе...", но и других лентах, снятых им на "Мосфильме" — "Мой ласковый и нежный зверь" (Калидис), "Анна Павлова" (Энрико Чикетти), а также в картине о М.Эминеску "Лучафэрул", где Григориу выступает в роли Кибича.

Нельзя сказать, что один лишь Лотяну "приватизировал" открытого им актера. С его легкой руки Грига (так мы его ласково между собой называли) заметили и оценили украинские кинематографисты, где он снялся в нескольких картинах. В Одессе это был "Порт" (Петреску), в Киеве — "Аннычка" (Андрей). Но особенно часто приглашал его для съемок "Мосфильм". Здесь, кроме Эмиля Лотяну, его охотно снимали и другие режиссеры. В картине Себастьяна Аларкона "Ночь над Чили" он играет роль чилийского патриота Мануэля, не смирившегося с диктатурой Пиночета; в ленте Тамары Лисициан "На гранатовых островах" — другого латиноамериканского патриота Фараджа, вступившего на путь борьбы за независимость своей родины. Будучи настоящим молдаванином, он умел передать на экране характерные черты узнаваемости разных национальностей. В азербайджанской ленте "Чудак" он — Ахмед, в экранизации романа Лилиан Войнич "Овод" — соратник Овода, Чезаре. Роль итальянца Тоскану в картине студии им.М.Горького "Земля, до востребования" он играет в паре с молдавской актрисой Марией Сагайдак.

Но и на этом он не останавливается. На главные роли его приглашают кинематографисты ГДР на киностудию "Дефа". Здесь он снялся в роли советского офицера в ленте "Роман с Амалией", а также солдата Андрея в картине "Антон Волшебник", партизанского командира — "Я хочу видеть".

А как же родная студия? Много ролей у Григориу было и на "Молдова-филме". Здесь он в родной стихии, да и партнеры, с которыми снимался не раз. Даже если не все его роли на молдавской киностудии тянули для показа на международных кинофестивалях, он старался всегда прийти на помощь молодым, начинающим свой творческий путь в кино режиссерам.

Не мог он отказать своему бывшему коллеге по Бельцкому театру Якобу Бургиу, который дебютировал на "Молдова-филме" картиной "Крутизна", снявшись у него в небольшой роли сельского парня Марку. У Валериу Жереги снялся в его дебютной полнометражной картине "Я хочу петь", и опять одной из его партнерш по этому фильму была Светлана Тома. Снимался он и у Николая Гибу в его картинах "Гнев", "Найди на счастье подкову", "Офицер запаса" (сценаристы Н.Гибу и З.Чиркова). У Иона Скутельника тоже снялся в двух картина — "Агент секретной службы" и "Как стать знаменитым". И опять в паре со Светланой Тома — в картине Влада Иовицэ "У волчьего Логова" — Груя. Многим это может показаться всеядностью. Но Григориу как бы предвидел свой недолгий век и старался сделать на этом свете как можно больше не только для миллионов зрителей, которые продолжали его любить, но и для родной молдавской кинематографии, век которой тоже, к сожалению, оказался недолгим.

Девяностые годы в нашей кинематографии оказались, увы, самыми бедными на творческие удачи. Если документалистам еще было что снимать — бурные демократические процессы, происходящие именно в этом время, то в игровом кино наступил полный штиль. В этих условиях плохо стало всем: и режиссерам, и актерам, и операторам.

Только у одного Эмиля Лотяну в столе оказалось несколько непоставленных сценариев и только один из них с горем пополам, из-за малого бюджета, ему удалось снять на скромной базе молдавского телевидения — "Лучафэрул".

У Григориу, сохранившему добрую память о себе после "Диалога", актерская судьба на студии "Телефилм-Кишинэу" оказалась более удачной. Он снялся в центральной роли Штефана в дебютной игровой картине Иона Мижи "Встреча", а также в другой его ленте — "Дом Диониса", а также в фильме-опере "Тоска" — Р.Тихомирова и В.Середы. Но настоящих ролей, настоящих творческих удач все не было.

Наконец, забрезжил свет в конце туннеля. На "Мосфильме" удалось запуститься в производство с новой картиной "Ярь" Эмилю Лотяну, где для Григориу была написана специальная роль. Уже проходили пробы актеров на остальные главные роли, подбирались площадки для натурных съемок, шили костюмы и заказывали декорации, соответствующие эпохе начала XX века, когда в Москве процветал элитный ресторан "Ярь" со знаменитым цыганским хором. Помните строчку из известной песни: "Соколовский хор у яра был когда-то знаменит, / Соколовская гитара до сих пор в ушах звенит". Весь творческий бомонд собирался в "Яре" послушать цыганский хор. Но: Судьба не оставила шансов Лотяну завершить свой замысел, а вместе с несостоявшимся фильмом угасла надежда Григориу сыграть одну из своих последних звездных ролей у любимого режиссера и наставника.

Григориу очень больно переживал эту утрату, ходил сам не свой. Мы как-то встретились в этот период. Он дал мне почитать сценарий, в котором ему предстояло сыграть, и я уже представлял в своем киноведческом воображении какой яркий, эмоциональный, поэтический мог бы получиться этот фильм. Буквально за два дня до автомобильной катастрофы, унесшей жизнь актера, мы встретились с ним. Вспомнили наше интервью, которое я провел с ним накануне 4 апреля 2001 года. Под названием "Просто актер" оно было опубликовано здесь же, в "Независимой Молдове", как раз в день его 60-летия. А через два дня Григориу погиб.

Ему устроили похороны в национальном масштабе, и он это заслужил, пронеся славу молдавского искусства через многие континенты. Но заслуживал он и большего. Просто время оказалось такое — окаянное, когда до мастеров такого уровня, как Григориу, дела не было. Вот они и уходили.

Памятник все же ему воздвигли. На родине. На Аллее почета. Прошло это мероприятие довольно скромно. Республиканское начальство даже на уровне министра культуры его проигнорировало, хотя инаугурация бюста состоялась в воскресный день, в канун 70-летия со дня рождения актера. Из коллег-актеров — Нинель Каранфил и Раиса Ену, от кинематографистов — оргсекретарь Союза Валентина Плугару, режиссеры Николай Гибу, Ион Скутельник и сценарист Думитру Олэреску. Жаль. Не будет уже у нас межколхозных театров, где будут рождаться такие таланты, как Григоре Григориу.


Виктор АНДОН.

Re: Биографии

Добавлено: 12 апр 2011, 18:01
er-xvl
Академик Лев Семенович Берг (1876 - 1950)

Лев Семенович (Симонович) Берг родился в 2(14) марта 1876 года в Бендерах Бессарабской губернии в семье нотариуса.
Обучался во второй Кишиневской гимназии (1885-1894 гг.), которую закончил с золотой медалью. Лев Семенович увлекся самостоятельным изучением природы. В 1894 году Л.С. Берг поступил в Московский университет, где помимо учебы выполнил серию экспериментов по разведению рыб. Дипломная работа по эмбриологии щуки стала шестой печатной работой молодого ученого. После окончания с золотой медалью университета (1898 г.) Лев Семенович работал в Министерстве сельского хозяйства инспектором рыбных промыслов на Аральском море и Волге, исследовал степные озера, реки, пустыни.
В 1902-1903 Л.С. Берг продолжает образование в Бергене (Норвегия), а затем в 1904-1913 гг. работает в Зоологическом музее Академии Наук. За магистерскую диссертацию "Аральское море", подготовленную в 1908 году, Л.С. Бергу была присуждена докторская степень.
В 1913 году Л.С. Берг переезжает в Москву, где получает место профессора в Московском сельскохозяйственном институте.
В 1916 году Л.С. Берг был приглашен на кафедру физической географии Петроградского университета, где он проработал до конца своей жизни.
В период 1909-1916 гг. Л.C. Берг издал 5 монографий по ихтиологии водоемов России, но главным предметом его научных интересов становится физическая география.
Лев Семенович создал теорию происхождения лесса, предложил первую классификацию природных зон азиатской части России.
Выдающемуся российскому ученому-энциклопедисту Л.С. Бергу принадлежат около 1000 работ в различных областях наук о Земле, таких как климатология, биология, зоология, ихтиология, зоогеография, озероведение, теория эволюции, учение о ландшафтах, геоморфология, картография, геоботаника, палеогеография, палеонтология, экономическая география, почвоведение, этнография, лингвистика, истории науки. Полный список трудов Л.С. Берга до 1952 года включительно опубликован в книге «Памяти академика Л.С. Берга». М.-Л. 1955. С. 556-560.
В климатологии Л.С. Берг дал классификацию климатов во взаимосвязи с ландшафтами, объяснял опустынивание деятельностью человека, а оледенение - "факторами космического порядка". В зоогеографии Берг предложил оригинальные механизмы распространения рыб и других водных животных. В частности, Лев Семенович показал локальное происхождение фауны Байкала, а формирование разнообразия фауны Каспийского моря, наоборот, объяснил миграцией видов по Волге в послеледниковый период.
В 1922 году в тяжелейших условиях военного коммунизма, "подогревая замерзающие чернила на огне коптилки", Л.С. Берг подготовил ряд работ по теории эволюции, в которых в изящной полемике с выводами Ч. Дарвина выдвинул эволюционную концепцию номогенеза (эволюции на основе закономерностей). Аполитичный Л.С. Берг на основе колоссального эмпирического материала отверг роль борьбы за существование как фактора эволюции, как в природе, так и в человеческом обществе.
Теория эволюции Л.С. Берга была подвергнута как конструктивной критике современных ученых (А. А. Любищев, Д. Н. Соболев и др.), так и жестокому идеологическому давлению со стороны догматической политической системы, в особенности после издания в 1926 г. книги "Номогенез" на английском языке. Н.И. Вавилов, оберегавший Л.С. Берга от нападок, писал ему в 1927 году: "Вас мы с поста не отпустим. Корабль надо вести, какие бы чудовища ни вставали на пути".
14 января 1928 года Л.С. Берг был избран членом-корреспондентом АН СССР по биологическому разряду Отделения физико-математических наук, а 30 ноября 1946 года – академиком АН СССР по Отделению геолого-географических (по специализации зоология, география). Есть основания полагать, что избрание 1928 года было санкционировано властями при условии отказа Л.С. Берга от дальнейших работ по теории и механизмах эволюции видов в природе.
Исторические работы Л.С. Берга посвящены детальному описанию отечественных открытий в Азии, на Аляске и в Антарктике, изучению древних карт, культуре и этнографии малых народов, составлению биографических описаний знаменитых ученых.
Л.С. Берг на основе анализа оригинальных документов последовательно отстаивал приоритет российских исследователей в открытии Антарктиды и указывал на необходимость комплексных исследований ледяного континента. Идеи и исторический подход Л.С. Берга способствовали развитию национальной позиции в области освоения Антарктики.
В период 1940-1950 гг. Л.С. Берг - Президент Географического общества СССР.
Лев Семенович Берг скончался 24 декабря 1950 года в Ленинграде и похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища.
В 1951 году Л.С. Бергу присуждена Государственная премия СССР (посмертно) за классический трехтомник по ихтиологии (1949 г.).

Именем Л.С. Берга названы:
* Горы Льва Берга (67° 42' ю.ш., 48° 55' в.д. 14 миль к югу от мыса Буромского, полуостров Крылова) - горы на Берегу Георга V, Земля Виктории, Восточная Антарктида. Названы в 1959 г.
* мыс Берга - мыс на Севере острова Октябрьской Революции архипелага Северная Земля. Назван в 1913 г.
* мыс Берга - мыс на острове Земли Георга, архипелаг Земля Франца-Иосифа. Назван в 1953 г.
* пик Берга и ледник Берга на Памире
* вулкан Берга на острове Итуруп
* научно-исследовательское судно "Академик Берг"

Один из многочисленных трудов Берга, имеющий непосредственное отношение к нашему краю: "Бессарабия. Страна. Люди. Хозяйство" — Петроград: Огни, 1918. — 244 с. (книга содержит 30 фотографий и карту)

http://www.aari.aq/persons/berg/berg_ru.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/Берг,_Лев_Семёнович

Re: Биографии

Добавлено: 13 апр 2011, 03:59
steinchik
Яковъ Артемьевичь Ускатъ - инженер-строитель и архитектор, построивший дом Мими и многое другое.
Uskat.jpg

Re: Биографии

Добавлено: 21 апр 2011, 12:57
Isaac
Воощем-то, особенно много инфорации о бывшем президенте АН МССР А.А.Жученко нет. Немного удалось "нарыть" в Интернете, что и выставляю на сайте.
ЖУЧЕНКО Александр Александрович
Род. 25.09.1935 г. в г. Ессентуки Ставропольского края. Окончил Высший сельскохозяйственный институт им. В. Комарова, Болгария (1960). Доктор биологических наук (1974), профессор (1976), академик ВАСХНИЛ (1985). Видный ученый в области экологической генетики культурных растений и агроэкологии. Работал научным сотрудником, управляющим отделением, главным агрономом (1960–1961) Кагульского опытного поля, заведующим отделом агротехники (1961–1963) Кагульской опытной станции Молдавского НИИ орошаемого земледелия и овощеводства (МНИИОЗиО). Директор (1963–1966) совхоза “Семилетка” с. Зернешты Молдавской ССР, начальник (1966–1967) Главного управления орошаемого земледелия МСХ МССР, директор (1967–1976) МНИИОЗиО, одновременно (с 1973 г.) генеральный директор НПО “Днепр”. Вице-президент (1976–1977), одновременно академик-секретарь Отделения биологических и химических наук, президент (1977–1989) АН Молдавской ССР, одновременно (с 1985 г.) директор Института экологической генетики Молдавской ССР. Заместитель председателя (1989–1992) Государственного комитета СССР по науке и технике. С 1992 г. — вице-президент РАСХН, одновременно заведующий кафедрой генетики Московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева и лабораторией рекомбиногенеза Всероссийского НИИ с.-х. биотехнологии.
Обосновал и сформулировал основные положения экологической генетики культурных растений; принципы эколого-филогенетического адаптациогенеза рекомбинационной системы; предложил методы эндогенного и экзогенного индуцирования рекомбинаций; обосновал качественно новую стратегию адаптивной интенсификации сельского хозяйства.
Заслуженный деятель науки Российской Федерации (1995). Награжден орденом Ленина (1966), орденом Октябрьской Революции (1973), 3 орденами Трудового Красного Знамени (1971, 1981, 1985), медалями СССР, России и Болгарии. Является членом-корреспондентом АН СССР (1979), академиком Академии наук Молдавской ССР (1976), Сельскохозяйственной академии ГДР (1977), Аграрной академии Республики Беларусь (1993). Опубликовано более 500 научных трудов, в том числе 21 книга и брошюра, из них 11 монографий. Ряд работ опубликован за рубежом. Имеет более 30 авторских свидетельств на изобретения.
Много интересных фотографий по этому адресу: http://www.genetics.timacad.ru/Zuchenko.htm