Биографии

Биографии и факты из жизни людей, которые жили и работали в городе.

Модератор: rimty

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18135
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Биографии

Сообщение rimty » 22 июл 2014, 17:59

rimty писал(а):
viewtopic.php?p=15174#p15174
  • __________Мануил ПОЛЯК__________

Мануил Поляк сохранил биографии многих бессарабцев, но его собственная остаётся тайной.
Вот уже полвека любой поиск, касающийся бессарабской старины, профессиональные исследователи начинают с изучения личного фонда Мануила Поляка, увлеченного собирателя книг (которые он отмечал оригинальным экслибрисом), фотоснимков и текстовых материалов.

В 29-и делах в Национальном архиве Молдовы содержится уникальная
информация по географии, истории, этнографии нашего края первой
половины прошлого века. Ни одна заметка в прессе, где хотя бы
упоминалась Бессарабия, не ускользала от внимания коллекционера.
Поляк её вырезал и вклеивал в тетрадь, а когда это не удавалось,
то старательно переписывал... Так он сохранил для нас 7 тысяч
фотоснимков (портреты и виды провинции) и немереное число
биографий – королевских особ, священнослужителей, военачальников,
коммерсантов, деятелей науки, культуры и искусства.
В коллекции, которая собиралась десятилетиями, особое место
занимает раздел о Пушкине, к которому Поляк питал особые чувства.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Издатель Пан Халиппа пригласил историка сотрудничать с его журналом «Viaţa Basarabiei».

У Мануила нет ни одной изданной книги.
... Между тем (о чем не раз в колонке о культурной жизни сообщал журнал
«Viaţa Basarabiei»
), у Поляка в 30-х годах к публикации были готовы
несколько энциклопедий.
Это «Basarabia: artişti, muzicanţi, pictori, arhitecti si ingineri. Vol.I: Colecţia Manuil Poleac.–Chişinău, 1930»;
«Manuil Poleac. Heraldica basarabeana. – Chişinău, 1930»;
«Autografe si fotografii: Figuri marcante ale Basarabiei: Colecţia Manuil Poleac. – Chişinău, 1930».
. . . . . . . . . . . . . . . . . .

Т. СОЛОВЬЕВА, Dorledor.info, 2006 г.
О коллекции Мануилa Пόлякa в февральском выпуске журнала "Viaţa Basarabiei" за 1932 год -
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18135
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Биографии

Сообщение rimty » 24 июл 2014, 18:29

  • Кирилл Ковальджи
  • НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ ЕМИЛИАНЕ БУКОВЕ

Это была колоритная фигура. Статный, с гордо посаженной головой, увитой буйными кудрями, человек, в котором с первого взгляда угадываешь поэта. Старея, он оставался вечным юношей, непредсказуемым, увлекающимся и самоупоенным.

Имя Емилиана Букова было знаковым для молдавской советской литературы - как имя Межелайтиса для Литвы или Гамзатова для Дагестана. Его творчество при жизни изучалось, подобно классике, в школах и вузах республики. Счастливая судьба? Внешне - да. Но сколько пришлось ему претерпеть в эпоху кнута и пряника! Он родился на берегу Дуная, в южной Бессарабии. Поговаривали, что его настоящая фамилия - Быков, что он из липован (русских староверов). Но в тогдашней национально-пестрой Молдавии многие "молдованизировались". Богдан Истру - бывший Иван Бодарев, Самсон Шляху - Самсон Шлейзер, Паул Михня - Пинхас Шильман, Петру Заднипру - Петр Заднепров, Валериу Гажиу - Валерий Гажа и т.д.

Буков смолоду примкнул к революционным организациям. В бунтарских стихах он дерзко, страстно, с размашистой образностью обличал старый мир, буржуазный уклад, мещанство. Он был тогда похож на молодого Маяковского, но со сдвигом во времени, ибо начинал Буков в ту пору, когда Маяковский уже оборвал свою жизнь - на пороге трагических тридцатых годов. По "эту" сторону Днестра все еще было до революции, а по "ту" сторону - уже после...

В сороковом году революционный поэт попал сразу в державный сталинский уклад, ему буквально за ночь пришлось преобразиться из бунтаря в благодарного певца освобожденной (не им) Молдавии. Он старался воспеть новую действительность, не замечая ее противоречий. Слава его росла, он был официально признан "лучшим, талантливейшим..." в местном масштабе.

После войны Буков стал заместителем председателя Совета министров МССР, но тут уж его враги постарались, и он вдруг был объявлен буржуазным националистом и чуть не погиб. Однако тираспольские "левобережные" перестарались, заодно с Буковым они вознамерились избавиться от всех наиболее талантливых бессарабских ("правоборежных") писателей, что на деле означало ликвидацию республиканской литературы как таковой. Это было слишком. Последняя сталинская кампания против молдавских "националистов" дала осечку.

Букова опять стали печатать, он вскоре возглавил Союз писателей и журнал> "Нистру". Но прежних высот уже не достиг. Он стал пить. После очередного загула он остервенело трудился, надеялся количеством возместить утрату качества. Буков изо всех сил старался быть передовым, прогрессивным (в советском, псевдореволюционном смысле). Так, например, он в начале шестидесятых годов опубликовал роман "Крепок дом не забором", где отстаивал дурацкую идею переселения крестьян в многоэтажные дома городского типа...

Его опекала Елена Викторовна Златова, жена Щипачева. Она меня и познакомила с ним, когда я появился в Кишиневе. Буков стал охотно давать мне новые стихи на перевод. Однажды ночью он ввалился подвыпивший ко мне в дом и, ликуя, прочитал свеженаписанное стихотворение против американских балонов-аэрозондов, запускаемых в небо нашей страны...
Потом он ко мне охладел из-за того, что я стал переводить и стихи Андрея Лупана, его давнего соперника.

Буков был широк, по-детски порывист и простодушен. Когда в Кишиневе появился Лев Яшин, полусумасшедший стихотворец, Буков его принял за поэта-лауреата Яшина (тот был Александр!) и приютил в своем доме. Прошла неделя пока Буков разобрался в чем дело (с этим Львом пришлось возиться и мне - я знал его еще по Москве и жалел)...

Репутации Букова сильно повредил трагический случай. В доме творчества "Малеевка" он всю ночь пил с одним литовским писателем, который взял да и помер на уснувшем молдавском поэте...

В неуемности творческой энергии Букова было что-то лихорадочное, жалкое. Он, как наркоман, нуждался в славе, удаче, хотел чтобы его любили и читатели и власти, потому болезненно срывался. Будучи, в сущности, не в ладу с настоящим, он искал спасения в идеальном будущем, старался его предвосхитить, посвящал ему новые масштабные замыслы.

Емилиан Нестерович Буков был одним из последних запоздалых романтиков в советской молдавской поэзии. Его тянуло ввысь, а не в глубину. После советской власти, что осталось от него? В Румынии (а Буков писал на нормальном румынском языке) уж точно его не вспомнят, как не признавали и раньше. Может быть, его ранние темпераментные и образные стихи не будут забыты. Что до всего остального... Не знаю, я крупных вещей его не читал и тогда...

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18135
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Медицинские учреждения Кишинёва, общая тема.

Сообщение rimty » 26 июл 2014, 13:34

rimty писал(а):Фотография 1940 года.
Первый справа стоит Борис Оксинойт, известный врач-психиатр,
кроме того, он талантливо переводил стихи М. Эминеску, Г. Гейне и др.
B Oxn.JPG
Заметка в газете "Viaţa Basarabiei" о переводах д-ра Борисa Оксинойта.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18135
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Медицинские учреждения Кишинёва, общая тема.

Сообщение rimty » 29 июл 2014, 15:49

rimty писал(а):Фотография 1940 года.
Первый справа стоит Борис Оксинойт, известный врач-психиатр. Tалантливо переводил стихи М. Эминеску, Г. Гейне и др.
  • Борис Oксинойт
(31.03.1887, Кишинёв - 1964, Псков)

Окончил Реальное училище в Кишинёве. Высшее медицинское образование
получил в ун-те Лозанны (Швейцария), продолжил обучение в Сорбонне.

Наряду с врачебной деятельностью занимался литературными переводами.
Его перевод "Лучафэрула" М. Эминеску на русский язык опубликовала газета "Бессарабское
Слово". Также переводил с немецкого произведения Генриха Гейне.
В июне 1941 года Oксинойт эвакуирoвaлся в Краснодар. В дороге у него украли чемодан
с рукописями. Совершенно случайно на "блошином рынке" в Фергане он нашёл сборник
лирики Эминеску и вновь взялся за переводы. После пяти лет кропотливой работы ему удалось почти
полностью восстановить утраченные рукописи. На просьбу опубликовать свои сочинения получил отказ.
Разочарованный, он бросил все рукописи в огонь. Tаким образом, его литературное наследие погибло во второй раз.

timpul.md

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18135
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Биографии

Сообщение rimty » 06 авг 2014, 22:55

В списке погибших при крушении "Адмирала Нахимова" (31 августа 1986 года) есть и кишиневцы
http://admiral-nakhimov.net.ru/new/index.php/list

vladislavz
Новичок
Новичок
Сообщения: 40
Зарегистрирован: 17 май 2010, 10:12

Re: Биографии

Сообщение vladislavz » 07 авг 2014, 11:10

rimty писал(а):В списке погибших при крушении "Адмирала Нахимова" (31 августа 1986 года) есть и кишиневцы
Мне кажется, их потом на «Дойне» рядом на центральной аллее похоронили.
Могу ошибаться.

Isaac
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2373
Зарегистрирован: 12 окт 2009, 18:41

Re: Биографии

Сообщение Isaac » 24 авг 2014, 20:03

ЗЕМЛЯКИ

Записки врача

В мае мы обещали вам рассказать о нашем земляке, сыне известного молдавского писателя, кандидате медицинских наук В. Л. БАРСКОМ. Он живёт в Хайфе, продолжает лечить людей. Как врач оставил по себе в Кишинёве добрую память у своих многочисленных пациентов. А вот воспоминания самого Валентина Львовича особо радужными не назовёшь...

Я, Барский Валентин Львович, родился 7 февраля 1937 года в г. Тирасполе. Год был тяжёлый для всей страны, но нашей семье очень повезло – нас только чуть задели репрессии. Моя мать работала в секретариате Григория Старого – председателя Совнаркома МАССР. В начале января 1937 года он был арестован вместе с остальным руководством, а все его сотрудники, среди них и моя мать на девятом месяце беременности, уволены с работы. Через день уволили и моего отца из редакции газеты – как мужа «троцкистки». Мои родители, лишенные средств существования, распродавали свои вещи. Через две недели после моего рождения отец перевёз нас с матерью в село Старая Кульна, где он родился, а сам поехал по сёлам искать работу. Нашёл её в селе Точилино Одесской области, перевёз нас с матерью к себе и проработал там учителем до весны 1939 года. За это время в Тирасполе была арестована практически вся интеллигенция, в том числе и вся редакция газеты, где работал отец. Только один из членов редколлегии вернулся в 1957-м совершенно сломленным человеком.

"Весной 1939-го мы возвратились в Тирасполь, где родился мой брат. В 1940 году семья переехала в Кишинёв. В июне 1941-го, на второй день войны, отец ушёл на фронт, а мать с нами – двумя маленькими детьми 2-х и 4-х лет – отправилась на восток в эвакуацию. По дороге ей удалось устроиться медсестрой в санитарный поезд (она окончила медицинский техникум), и мы месяца три проездили в этом поезде вместе с мамой. Затем она перешла на работу операционной сестрой в военный госпиталь в Уфе. Поскольку у неё была группа крови A (самая распространённая), она примерно раз в две недели сдавала кровь для раненых и дошла до обмороков на работе. Анализами было установлено малокровие, приказом главного врача ей на полгода запретили сдавать кровь.

В госпиталь раз в две недели прибывали эшелоны с ранеными, и мать по трое суток, как и хирурги, не выходила из операционной. Поэтому мне в 5-летнем возрасте пришлось стать взрослым. Я сам топил печку-«буржуйку», варил картофель, шёл в детский сад и отводил туда младшего брата. У него, похудевшего от голода (а до войны он был полненьким ребёнком), начала выпадать прямая кишка, и я в течение полутора лет, практически ежедневно, вправлял ему выпадавшую прямую кишку.

В ноябре 1944 года мы вернулись в Кишинёв, а в июне 1945-го переехали в Бухарест, где отец после окончания войны служил в Оккупационных войсках СССР в качестве редактора советской газеты на румынском языке. В Румынии мы избежали голода 1946 года, который был в России и особенно на Украине и в Молдавии, где люди гибли десятками и сотнями тысяч.

В 1948 году вернулись в Кишинёв. В 1954-м окончил русскую СШ № 3. В 1955 году поступил в Кишинёвский мединститут, который окончил в 1961-м. И здесь мне очень повезло – нам преподавали медицину прекрасные ленинградские профессора, которые были эвакуированы из Ленинграда в Пятигорск, где попали в немецкую оккупацию. Во время оккупации они продолжали учить студентов. В наказание за «сотрудничество с врагом» этих преподавателей, слава богу, не расстреляли, но им запретили возвращаться в Ленинград, и в 1944 году их перевели в Кишинёв, где был открыт медицинский институт.
В апреле 1961-го, по результатам распределения, уехали в Алтайский край. Через год я прошёл первичную специализацию по детской ортопедии в Новосибирском НИИТО у прекрасного педагога проф. Н.С.Андрушко.

Три года работал в Алейской районной больнице, а затем переехал в Прокопьевск Кемеровской области. Поступил на работу в детское ортопедическое отделение 500-коечной ортопедотравматологической больницы. На её базе работал Филиал Новосибирского НИИТО. Главным врачом больницы и директором института был К.Г.Ниренбург. Он сумел организовать чёткую работу всех отделов больницы и института, сочетая научную деятельность с одновременным повышением квалификации врачей на очень высоком уровне.
В 1971 году меня назначили заведующим детским ортопедотравматологическим отделением и главным детским травматологом Кемеровской области. Пожалуй, этот период был самым плодотворным и поэтому самым счастливым в моей профессиональной жизни..."
По материалам сайта дор-ле дор.

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18135
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Биографии

Сообщение rimty » 24 авг 2014, 21:02

Isaac писал(а):о нашем земляке, сыне известного молдавского писателя, кандидате медицинских наук В. Л. БАРСКОМ.
К сожалению, врач-ортопед Валентин Львович Барский ушел из жизни 28 сентября 2013 года.

Вот адрес его сайта http://barsky.priceword.ru -
Автобиография, книга, в которой он описывает свою уникальную методику лечения.
Воспоминания его друзей, родных. Oтзывы и благодарственные письма.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18135
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Биографии

Сообщение rimty » 08 окт 2014, 13:24

rimty писал(а):ДОБРОНРАВОВ Леонид
(Леон Донич-Добронравов; 1887, Кишинёв — 1926, Париж) —
русский, румынский и французский писатель, актёр, певeц, режиссёр и пианист.

Приходился родственником баснописцу Александру Доничу.

viewtopic.php?p=50855#p50855
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

junafen
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2099
Зарегистрирован: 21 сен 2009, 05:10

Re: Биографии

Сообщение junafen » 09 окт 2014, 14:40

rimty писал(а):
rimty писал(а):ДОБРОНРАВОВ Леонид
(Леон Донич-Добронравов; 1887, Кишинёв — 1926, Париж) —
русский, румынский и французский писатель, актёр, певeц, режиссёр и пианист.

Приходился родственником баснописцу Александру Доничу.

viewtopic.php?p=50855#p50855
Да, это правильно. Я и ранее знал, что он был в числе наших дальних родственников по линии Доничей. У меня даже где-то есть и другие его фотографии.
Кстати, надо бы переместить копию этого сообщения уважаемоей rimty в тему "Лазо, Стамо, Доничи...", но я не знаю, как это сделать. Может быть Вы, уважаемая rimty, сможете это сделать? Спасибо заранее!

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18135
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Биографии

Сообщение rimty » 09 окт 2014, 16:28

  • История одного надгробия
На Центральном Православном кладбище в Кишиневе (более известном как Армянское), недалеко от церкви, есть красивое надгробье из мрамора. Небольшая скульптура в виде смотрящей куда-то вдаль девочки, одной рукой опирающейся на кресте, покоится на резном прямоугольном постаменте, на котором высечен лаконичный и стандартный, для 19-го столетия, текст - «Здесь покоится прах рабы Божьей Виктории Инглези, урожденной Кешко», после чего идут годы ее рождения и смерти. Памятник красивый, но рядовой посетитель кладбища скорее пройдет мимо него — таких надгробий на кладбище немало и они уступают величественным склепам и погребальным изваяниям других представителей бессарабской знати. И даже возраст погребенной женщины (21 год) вряд ли удивит кого-то... В целом, это довольно обычное для Кишинева 19-го века захоронение представительницы дворянства. Но стоит за ним необычайно грустная и красивая история.

Если бы камни могли говорить, они бы наверняка рассказали нам больше о судьбе и недолгой жизни Виктории Инглези. Но и те крупицы, обрывки, которые нам известны, являются весьма интересными. Это история кишиневской Джульетты, которая, однако, погибла отнюдь не в объятиях своего Ромео...

Запретные чувства

Виктория Кешко родилась в Кишиневе в 1835 году, в семье бессарабских дворян. Ее братом был Петр Кешко (впоследствии — отец Натальи Обренович, сербской королевы). Девочка с самых малых лет получила прекрасное образование в Одессе, а затем в Вене, где она прожила многие годы, вместе со своей семьей. Особый талант она показывала в литературе и пении, интересовалась искусством, историей, культурой. Современники называли ее одной из самых восхитительных девушек своего времени.

Кроме этого, нам мало что известно об ее детстве и юности. Однако, очевидно, что в Австрии ее семья была вхожа в самые высокие круги общества — их постоянно можно было встретить в театре, на балах, музыкальных вечерах рядом с представителями австро-венгерской знати.

Когда Виктория подросла, на нее все чаще начали обращать внимание австрийские кавалеры. Молодая, красивая, образованная, скромная, хрупкая и нежная девушка с прекрасными черными волосами, говорящая на идеальном немецком языке привлекала к себе постоянное внимание, но мало кому удалось добиться ее интереса, тем более что рядом неизменно находилась ее мать, женщина весьма строгих нравов, которую звали Земфира Егоровна Кешко. Но даже неустанное внимание матери не смогло уберечь Викторию от внезапно разразившейся пылкой любви. Которая оказалась взаимной.

Неизвестно, когда именно Виктория встретила статного молодого человека, к которому все присутствующие относились с особым уважением и даже неким благоговением. Звали его Максимилиан. Младший брат будущего австрийского императора Франца Иосифа, при рождении полный титул его звучал следующим образом: «Его имперское и королевское высочество Фердинанд Максимилиан Иосиф, имперский принц и эрцгерцог Австрии, королевский принц Венгрии и Богемии». В 1854 году ему исполнилось 22 года, и в этом возрасте он уже стал главнокомандующим австрийским флотом. Несмотря на все вышеперечисленные регалии, в жизни он был весьма скромным человеком, с особым интересом к искусству и естествознанию, в частности, к биологии. Максимилиан и Виктория полюбили друг друга страстно, но их чувства противоречили всяким правилам, и очень скоро общество взяло верх. Отпрыск королевских кровей, эрцгерцог не мог себе позволить жениться на простой дворянке, дочери российского подданного. Нет никакого сомнения, что когда слишком долгие и нежные взгляды друг в сторону друга стали очевидны, и об этом начали судачить, участь молодых была уже решена. Но, несмотря на все увещевания и угрозы, Максимилиан не мог заставить себя отказаться от той, которая пленила его сердце. Не могла этого сделать и Виктория.

Тогда в ход пошли другие механизмы. Доподлинно неизвестно, обращался ли кто-то к Земфире Егоровной, матери Виктории, с требованием как-то решить сложившуюся ситуацию. Возможно, нет. Но умная дворянка сама должна была понимать, что связь ее дочери с австрийским принцем, членом королевской семьи, грозила опасностью не только для Виктории, но и для всего их семейства. Подобный брак бы не допустили, используя при этом любые методы. Поэтому, было принято решение срочно вернуться в Бессарабию. Что и был сделано, причем весьма поспешно, а Викторию, которая, очевидно, так и не успела попрощаться со своим возлюбленным, взяли в Кишинев силой.

Так, преждевременно, закончился роман дочери кишиневского дворянина и австрийского принца. Семья Кешко уехала в Бессарабию, а Максимилиан продолжил свой королевский путь. В 1857, эрцгерцог женился на своей троюродной сестре, бельгийской принцессе Шарлотте — очевидно, в политических целях. У них, к слову, так и не было детей. Два года спустя, в 1859, к нему впервые обратились мексиканские монархисты, с просьбой стать императором Мексики. Он отказался, предпочтя путешествие в джунгли Бразилии (до этого, он организовал первую австрийскую кругосветную экспедицию). Но в 1863, под нажимом франзузского императора, последнего монарха Франции Наполеона III, Максимилиан решил принять мексиканский трон, став Императором Максимилианом I Мексики. Однако, по приезду в свои новые владения, он встретил ожесточенное противодействие со стороны местных республиканцев, под руководством Хуареса. Некоторое время, императору удавалось как-то договариваться с оппозиционными силами, однако после окончания Гражданской войны, США начали оказывать всевозможную поддержку мексиканским республиканцам, и участь Максимилиана была предрешена. 19-го июня 1867 его и нескольких верных ему генералов расстреляли.

Новая «жизнь»

По приезду в Кишинев, родители решили прибегнуть к лучшему, по их мнению, способу утихомирить Викторию — а именно, выдать замуж. В мужья был выбран представитель другого знатного рода, помещик Александр Дмитриевич Инглези, который был на 9 лет старше Виктории Кешко. Свадьба состоялась в Одессе, весной 1855 года. Вскоре после нее, Виктория забеременела, и в январе 1856 года у молодой пары появилась дочь.

Но Виктория оставалась несчастлива. Конечно, после Вены Кишинев казался захолустьем, однако романтично настроенную и мечтающую девушку гнетало другое — они никак не могла забыть Максимилиана. Ни женитьба, ни рождение дочери не могли заслонить это чувство, глотающее ее изнутри. И в апреле, два месяца спустя после рождения ребенка, когда на улице было еще холодно, Виктория Инглези сознательно вышла во двор ночью, в легкой одежде. После нескольких часов, проведенных на улице, хрупкий ее организм не выдержал, и она заболела тяжелейшей простудой. Промучавшись несколько дней, ранним утром 14-го апреля 1856, на 21-м году жизни, Виктория скончалась, совершив, таким образом, самоубийство.

Александр Инглези пережил свою жену на 47 лет, дочь Елизавета — на 72 года. В Кишиневе до сих пор сохранился дом Инглези, приобретенный, однако, после кончины Виктории. Он находится на нынешней улице Еминеску, 52, на пересечении с улицей В. Микле.

Такова скрывающаяся за мраморным надгробием на кишиневском кладбище история. И таких историй для всего нашего города сотни, они таятся в каждом обломанном постаменте, в каждом кирпичике безалаберно разрушающегося или нагло снесенного дома. Многие из них утеряны, и утеряны навсегда. Если бы только камни, стены и старые деревья могли говорить... Но и в этом случае, сказать им становится все меньше.

Вместо послесловия, хочу привести цитату из молебника семьи Инглези, опубликованного известным бессарабским историком дворянства Георгием Безвиконным в 1934 году. Написано рукой мужа Виктории, Александра Дмитриевича Инглези.

«1855 Апреля 20-го сочетался я браком с Викторией Ивановной Кешко, в церкви Архангело-Михайловского монастыря в Одессе. На 29-м моего и 20-м ее году жизни.

Января 5-го 1856 года, в 12 с половиной часов пополудню, родилась у меня дочь, 20-го того же крещена, и при крещении названа: Елизавета. Воспреемником был надворный советник Конст. Ильич Ботезат и воспреемницей Клеопатра Николаевна Артынова. Рождена и окрещена в Кишиневе.

14 Апр. 1856, в 4 с половиной часа утра, скончалась моя подруга и жена Виктория после продолжительной болезни и больших страданий от чахотки.

Мир праху твоему!

Писал Ал. Дм. Инглези».


Станислав Церна
Oпубликовано в газете "Пульс" 25 июня 2010.

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18135
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Биографии

Сообщение rimty » 19 окт 2014, 22:24

shabbat_ini писал(а):
Isaac писал(а): В фильме "Девушка с гитарой" 1958 года она в эпизоде снялась в качестве гостьи из Бухареста.
По сути, она спела песню.

Isaac, вас наверняка ввели в заблуждение.

"румынская певица" никак не может быть Сиди Таль

1) она моложе 46 лет
2) она не похожа на Таль
3) ее голос не схож с голосом Таль на записях 1956
:beer:
На мой взгляд, если сравнивать видео с фото из и/нета, то она совсем не похожа. :unknown:

Ho из воспоминаний певицы Сиди Таль выясняется, что это действительно она сыграла
роль румынской певицы в фильме "Девушка с гитарой".

"И еще хочу рассказать об одном интересном и новом для меня опыте. Два года назад,
в 1957 году, режиссер Александр Файнциммер предложил мне принять участие в съемках на Мосфильме художественного фильма "Девушка с гитарой" с Людмилой Гурченко в главной роли.
Я, конечно, согласилась. В этом фильме я фактически играла саму себя - певицу из Бухареста,
и спела специально написанную для этого фильма песню "Привет Москве" (музыка
Аркадия Островского и Юрия Саульского). Я благодарна судьбе за этот бесценный
подарок, благодаря которому я получила возможность увидеть таких легендарных
актеров, как Михаил Жаров, Фаина Раневская, Михаил Пуговкин, Борис Петкер, Сергей Филиппов
."

http://sidi-tal.blogspot.com/p/blog-page_16.html

junafen
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2099
Зарегистрирован: 21 сен 2009, 05:10

Re: Биографии

Сообщение junafen » 20 окт 2014, 03:15

rimty писал(а):
  • История одного надгробия
Виктория Кешко родилась в Кишиневе в 1835 году, в семье бессарабских дворян. Ее братом был Петр Кешко (впоследствии — отец Натальи Обренович, сербской королевы).
Спасибо уважаемой Rimty за интересный рассказ... Жаль, что всё закончилось так трагически... Что касается упомянутой племянницы Виктории Кешко - Натальи Кешко, то её родителями были полковник Петр Иванович Кешко и княгиня Пульхерия Стурдза.

Вот несколько портретов Натальи Кешко (в молодости, вместе с мужем и в пожилом возрасте). Она, действительно, в течение 4-х лет была женой короля Сербии - Милана I Обреновича. После разрыва с Миланом I большую часть жизни она прожила в Вене, где и скончалась в начале XX века.

А матерью самого Милана I была родившаяся в Яссах в 1831 году Елена Мария (урожд. Катаржи) - дочь богатейшего помещика Костина (Константина) Катаржи и Эсмеральды Бальш, а отцом Милана I был правитель Сербии Милош Обренович. Вот единственная фотография Елены Марии, скончавшейся в Дрездене в 1876 или 1879 году.

Таким образом, обе урождённые дворянки-молдаванки "пленили" членов одной и той же сербской династии Обреновичей.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18135
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Биографии

Сообщение rimty » 20 окт 2014, 13:34

rimty писал(а):
shabbat_ini писал(а): Isaac, вас наверняка ввели в заблуждение.

"румынская певица" никак не может быть Сиди Таль

1) она моложе 46 лет
2) она не похожа на Таль
3) ее голос не схож с голосом Таль на записях 1956
На мой взгляд, если сравнивать видео с фото из и/нета, то она совсем не похожа. :unknown:

Ho из воспоминаний певицы Сиди Таль выясняется, что это действительно она сыграла
роль румынской певицы в фильме "Девушка с гитарой".

"И еще хочу рассказать об одном интересном и новом для меня опыте. Два года назад,
в 1957 году, режиссер Александр Файнциммер предложил мне принять участие в съемках на Мосфильме художественного фильма "Девушка с гитарой" с Людмилой Гурченко в главной роли.
Я, конечно, согласилась. В этом фильме я фактически играла саму себя - певицу из Бухареста
..."

http://sidi-tal.blogspot.com/p/blog-page_16.html
Всё же актриса, сыгравшая румынскую певицу, не похожа на С. Таль. Поскольку
не доверять Таль нет оснований, то я предполагаю, что впоследствии этот эпизод могли
снять заново с другой актрисой. Таким образом, Таль действительно пригласили в
эту картину, но кадры с ней в окончательную версию фильма не вошли.

Isaac
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2373
Зарегистрирован: 12 окт 2009, 18:41

Re: Биографии

Сообщение Isaac » 20 окт 2014, 17:24

rimty писал(а):
rimty писал(а):
shabbat_ini писал(а): Isaac, вас наверняка ввели в заблуждение.

"румынская певица" никак не может быть Сиди Таль

1) она моложе 46 лет
2) она не похожа на Таль
3) ее голос не схож с голосом Таль на записях 1956
На мой взгляд, если сравнивать видео с фото из и/нета, то она совсем не похожа. :unknown:

Ho из воспоминаний певицы Сиди Таль выясняется, что это действительно она сыграла
роль румынской певицы в фильме "Девушка с гитарой".

"И еще хочу рассказать об одном интересном и новом для меня опыте. Два года назад,
в 1957 году, режиссер Александр Файнциммер предложил мне принять участие в съемках на Мосфильме художественного фильма "Девушка с гитарой" с Людмилой Гурченко в главной роли.
Я, конечно, согласилась. В этом фильме я фактически играла саму себя - певицу из Бухареста
..."

http://sidi-tal.blogspot.com/p/blog-page_16.html
Всё же актриса, сыгравшая румынскую певицу, не похожа на С. Таль. Поскольку
не доверять Таль нет оснований, то я предполагаю, что впоследствии этот эпизод могли
снять заново с другой актрисой. Таким образом, Таль действительно пригласили в
эту картину, но кадры с ней в окончательную версию фильма не вошли.
Мне кажется, маловероятно. Смотрите, из ее слов следует, что это интервью она дает в 1959 -м году. Фильм вышел на экраны в 1958-м году. Скорее всего, что она его видела. И после этого не упомянуть в своих воспоминаниях, что, в конечном итоге, сняли другую актрису или певицу, маловероятно, если так обстояло дело. Я предположу другое: в кадре она, но сильно загримированная ( накладной нос и т.д. ). Может, по Файнциммеру, именно так и должны были выглядеть типичные румынки :) ) И пела за кадром другая певица. Но, если изменили ее внешность и голос, то что тогда осталось от Сиди Таль... Это практически все равно, что взять другого человека. Таким образом, даже, если в кадре мы и видим тело Сиди Таль, то личностные характеристики настолько изменены, что можно считать, что это практически другой человек.
P.S. Я вот что подумал. Может, сохранились видеозаписи с выступлением Сиди Таль. Тогда можно было бы сравнить пластику движения, манеру петь, держаться на сцене. Эти вещи трудно изменить.

junafen
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2099
Зарегистрирован: 21 сен 2009, 05:10

Re: Биографии

Сообщение junafen » 22 окт 2014, 01:53

junafen писал(а):
rimty писал(а):
  • История одного надгробия
Виктория Кешко родилась в Кишиневе в 1835 году, в семье бессарабских дворян. Ее братом был Петр Кешко (впоследствии — отец Натальи Обренович, сербской королевы).
Спасибо уважаемой Rimty за интересный рассказ... Жаль, что всё закончилось так трагически... Что касается упомянутой племянницы Виктории Кешко - Натальи Кешко, то её родителями были полковник Петр Иванович Кешко и княгиня Пульхерия Стурдза.

Вот несколько портретов Натальи Кешко (в молодости, вместе с мужем и в пожилом возрасте). Она, действительно, в течение 4-х лет была женой короля Сербии - Милана I Обреновича. После разрыва с Миланом I большую часть жизни она прожила в Вене, где и скончалась в начале XX века.
Виноват... виноват...! Немного запутался в родословных... На самом деле Наталья Кешко всю оставшуюся жизнь прожила не в Вене (как её тётушки), а в Париже, где и скончалась в 1941 году. А сейчас заодно прилагаю её более удачные портреты вместе с мужем, а также её одной, причём вовсе не в её пожилом возрасте.
Заодно помещаю и более удачную версию фотопортрета матери короля Милана I Обреновича - Елены Марии Обренович (урожд. Катаржи).
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18135
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Биографии

Сообщение rimty » 22 окт 2014, 12:14

"Исторически" сложилось так, что информация о Наталии Кешко и других членах семейства
собрана в теме Дом Казимир-Кешко.

junafen
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2099
Зарегистрирован: 21 сен 2009, 05:10

Re: Биографии

Сообщение junafen » 22 окт 2014, 15:42

Уважаемая rimty! Да, я сам нашёл раздел "Дом Казимир-Кешко", но уже после того, как опубликовал это сообщение. Так что прошу прощения. Можете его ликвидировать или перенести по принадлежности.

Правда, в этом моём сообщении я не касался жизни Натальи Кешко именно в Кишинёве, а лишь её браку с королём Сербии. Я также думал, что приводимый мною их старинный совместный с королём портрет вызовет возможный интерес (опять же, если он не был представлен на форуме ранее).

Вообще, интерес к Наталье Кешко у меня был давно ввиду её "пересечения" с матерью её будущего мужа (т.е. самого короля), которой была Елена Мария Обренович, происходившая из родственного мне рода Катаржи (кстати, в том моём сообщении я заодно приложил и фотографию Елены Марии Обренович).

junafen
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2099
Зарегистрирован: 21 сен 2009, 05:10

Re: Биографии

Сообщение junafen » 31 окт 2014, 03:04

Существует мнение, что Наталья Кешко умерла в бедности. На самом деле это не так. После кончины своего сына - короля Александра - она унаследовала огромное состояние династии Обреновичей, а также имения принадлежавшие семье Кешко, и часть имений семьи Стурдза. Всё это она завещала Белградскому университету, а также потомкам Якова (т.е. брата князя Милоша).

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18135
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Интересные ссылки

Сообщение rimty » 03 ноя 2014, 02:04

rimty писал(а):"Русский изобретатель в области фотографии В.Ф.Гельгар"

"В 1907 году пластинки «Автохром» появились в продаже в России и сразу
вызвали большой интерес. Журнал «Фотограф-любитель» публикует отзывы об
автохромах изобретателя из Кишиневa В.Ф.Гельгара и др. "( http://www.mj.rusk.ru)

Интересно было бы узнать больше о кишиневских корнях этого незаурядного человека,
но таких сведений нет ни в одном из доступных источников.
Вот информация, полученная из интернета:

"Поручик В. Ф. Гельгар, много лет работающий над созданием специального аппарата
для военных целей, считавший, что съемки с аэроплана будут наиболее ценными для разведки"(http://www.militera.lib.ru/memo)

"16 сентября 1910 г. С.Ф.Дорожинский совершил первый в истории русского флота
полет, сделав на аэроплане "Антуанет" два круга на высоте до 50 м
над Куликовом полем в Севастополе, причем С.Ф.Дорожинский стремился
вести и исследовательскую работу. Так, во время его полета 11 декабря 1910 г.
поручик В.Ф.Гельгар делал фотоснимки с аэроплана".(http://www.navylib.su)

В 1910 году журнал "Огонек" писал: "Поручиком В. Гельгаром изобретен
замечательный фотографический аппарат "Разведчик", дающий с
дистанции 8-9 верст сильно увеличенные снимки. "Разведчик" имеет огромное
значение для военного дела и для экспедиций". (photohistory.ru)
Пока не известно, был ли В. Ф. Гельгар уроженцем Кишинёва.
Но некоторое время - в 1907 и 1909 гг. - он жил в Кишинёве (на улице Купеческой, 7).

Здесь также постарались найти как можно больше информации об этом человеке:

"Гельгар Владимир Федорович (Гельгард, Гельгардт). Родился в 1882 году.
Уроженец Кишинева (?)

Поручик запасного конно-артиллерийского дивизиона.
Авиатор, изобретатель, фотограф, оператор, режиссер, предприниматель.
Увлекался фотографией. В 1907 году в журнале «Фотограф-любитель» публикует отзывы о только что появившихся в России фотопластинках «Автохром» братьев Люмьер. В 1910 году В. Гельгаром был изобретен замечательный фотографический аппарат "Разведчик", дающий с дистанции 8-9 верст сильно увеличенные снимки. "Разведчик" имел огромное значение для военного дела и для экспедиций. Получил охранное свидетельство министерства торговли и промышленности № 46 -401. В дальнейшем он создал новую модификацию фотоаппарата "Разведчик" - Аэронавтика G 2. В 1910 году, уже, подпоручик Гельгар произвел несколько съемок и за хорошие результаты получил премию в 10000 руб. Переведенный в Севастопольскую авиационную школу, он продолжал там фотографирование с самолета по специальным заданиям.
В 1911 г. он сфотографировал береговую полосу со стороны моря.
12 апреля 1911 года В.Ф.Гельгар принял участие в качестве помощника заведующего Севастопольским воздухоплавательным парком в первом Всероссийском воздухоплавательном съезде, который состоялся в Петербурге. Среди его участников были: морской министр вице-адмирал И. К. Григорович, лейтенант С. Ф . Дорожинский, член морского технического комитета генерал-майор Н. Г. Корсакевич, академик адмирал М. А. Рыкачев, капитан 2 ранга А. А. Янович (от Морской Академии) и ряд других морских офицеров.
24 мая 1911 г. при выполнении полета с лейтенантом Дыбовским Гельгаром был произведен снимок подводной лодки, идущей в подводном положении.
8 июня 1911 года в Севастопольской ОША сдал экзамен на звание "летчик". Получил диплом пилота-авиатора за № 34. Выпущен со званием "военный летчик". 9 октября 1911г. Гельгар установил рекорд высоты 2825 м. 26 октября 1911 года в Ливадии в числе 23 офицеров, первых выпускников Севастопольской Офицерской школы авиации, получивших звание «военный летчик», был представлен государю императору.
По данным журнала «Сине-Фоно», 1911 г.: «Поручик-авиатор В. Гельгар в Обществе ревнителей военных знаний познакомил слушателей со своими работами, которые он ведёт при Севастопольской школе авиации. Он сумел приспособить кинематографический аппарат для установки на аэроплан. На каждом снимке кинематографической ленты помимо картины, которую видит объектив, отпечатывается время съёмки, высота полёта, угол наклона аппарата (если аппарат был не в отвесном положении) и стрелка компаса… На докладе присутствовал великий князь Александр Михайлович и высшие военные чины» . 3 апреля 1912 года поручик Гельгар подал начальнику школы Одинцову докладную записку, с тем, чтобы получить от военного ведомства субсидию на дальнейшее изобретательство, в которой перечислил свои изобретения, в бытность в школе авиации. Помимо указанного фотоаппарата, он указал прибор для метания снарядов, представленный 15 ноября 1911 года государю императору и находившийся в постройке, прибор для сигнализации (корректирование стрельбы), парашют медленного падения с магниевой свечей для освещения неприятельских позиций ночью.
В 1912 г. поручику Гельгару было отпущено 3000 руб. на разработку бомб и приборов для их метания с аэропланов.
Им были выработаны типы бомб и приборы.
9 ноября 1913 года поручик Гельгар присутствовал на завтраке у Николая II, на котором представил модель своего взрывательного снаряда для бросания с аэропланов. Не все авиабомбы Гельгара соответствовали современным требованиям. Поручик изобрел фугасные авиабомбы с шарообразным корпусом. Малые авиабомбы такого типа использовались и в первой мировой и в балканских войнах, где показали низкую эффективность. Он продолжал работать над большими бомбами. В августе 1916 года в газете "Русский инвалид" он помещает объявление, в котором просит господ командиров войсковых частей дать отзывы о применении его изделия «Дельта» и указывает свой адрес - Ковенский переулок дом 14.

Параллельно он занимается и кинопредпринимательством.
В 1912 году в Петербурге основал свое кинопредприятие. В 1913 году приобрел фабрику "Вита" и снятые им фильмы стали выходить под маркой этой фирмы*. Входил в круг знакомых Куприна А.И., на даче которого и при участии которого, снял один из комедийных фильмов - «Воздушный полет Жакомино». Известны около 10 игровых фильмов, снятых им как режиссером и оператором и один документальный. В 1917 г. фирма прекратила существование. (По другим данным – в 1914 году.) Она была выкуплена у Гельгара другим кинопредпринимателем.
На 1915 год Гельгар числился поручиком запасного конно-артиллерийского дивизиона, расквартированного в Орле, сам же находился в Петрограде, в воздухоплавательном батальоне. После 1917 года биография не прослеживается. Не упоминается он среди российских кинематографистов, обосновавшихся в эмиграции в Париже.
«Трудно сказать, что больше доминировало в личности Гельгара – офицер, изобретатель или коммерсант. Одно бесспорно – авантюризма поручику было не занимать». Е.Пырьев, С.Резниченко. Бомбардировочное вооружение авиации России 1912-1945 гг."


* Дополнительные данные:
В мае 1916 г. в петроградском «Синема» появился вариант фильма под названием «Наказанный любовник, или Шофер подвел» (товарищество «Светосила», режиссер и оператор В. Гельгардт).
Другое название (товарищество «Светосила») наводит на мысль, что, по-видимому, фильм снят не на фабрике "Вита".

Ответить

Вернуться в «Жители Кишинёва»