Павел Крушеван

Биографии и факты из жизни людей, которые жили и работали в городе.

Модератор: rimty

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18378
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Павел Крушеван

Сообщение rimty » 30 сен 2013, 18:12

  • Рассказ сводной сестры Павла Крушевана,
  • принявшей иудаизм и переселившейся в США.
"Причиной еврейского погрома стала несостоявшаяся любовь Крушевана".

Краткий пересказ текста:

Сара Бронштейн, урождённая Анастасия Крушеван, рассказала свою историю сотруднику "Jewish Daily Forward".
Анастасия Крушеван родилась в Кишинёве в 1882 году.
П. Крушеван - её сводный брат, на 20 лет старше её пo возрастy.

К тому времени, когда Анастасии было семнадцать лет, в деятельности Крушевана уже начали проявляться антисемитские настроения, что отразилось в его публикациях в ежедневной газете Бeссарабец. Искорки антисемитизма превратились в пламя, после того, как ему отказала понравившаяся ему актриса еврейского происхождения.

Сама же Анастасия встречалась с Хаимом Боренштейном. Друг, ревновавший её, рассказал об этом брату, т. е. П. Крушевану. Крушеван, как и родители, набросился на Анастасию с кулаками и угрозами выгнать её из дома, если эти встречи будут продолжаться.
Молодая пара скрылась. Хаим Боренштейн нашёл работу.

А Крушеван в ежедневной газете публиковал нападки на Анастасию и Хаима и обвинял евреев города в укрывании Анастасии.
Дело дошло до того, что, не сумев обнаружить беглянку, Крушеван назначил премию в 500 рублей за её поимку живой или мёртвой, а также угрожал родителям Хаима. Прознав про это, пара стремилась уехать заграницу.

Позже родители и брат Боренштейна были убиты во время погрома близ Кишинёва, а сестра была покалечена, ей отрубили руку.

Анастасия приняла иудаизм, сменила имя на "Сара" и вышла замуж за Хаима.
С мужем и его сестрой она морем добралась до США осенью 1903 года.
Convert to Judaism Says Brother’s Balked Love Led to Kishinev Pogrom

December 17, 1933

New light has been shed upon the anti-Jewish pogroms in Kishinev in 1903, which shocked world sensibilities, in a story told for the first time by Mrs. Sarah Borenstein, born Anastasia Krushevan, half-sister of the notorious anti-Semite, Peter Krushevan, prime mover and organizer in that tragedy in the history of the Jews in Czarist Russia.

Mrs. Borenstein, a convert to Judaism, who has been living in the United States for thirty years, told her grim story to H. Ackerman, a staff member of the Jewish Daily Forward, which features the account in this Sunday’s issue.

According to the Forward story, Mrs. Borenstein now lives in Baltimore, Maryland, and is a pious Jewish woman. She was born in Kishinev in 1882, the daughter of a wealthy Christian by his second wife. Peter Krushevan, her half-brother, was twenty years old at the time. The flickers of anti-Semitism, which by the time Anastasia was seventeen, had already begun to show in Peter’s writing published in his daily paper, Bessarabetz, were fanned into flame when a Jewish actress to whom he had taken a liking “stood him up”.

WAS BEATEN BY BROTHER

At the same time, Krushevan learned that his sister had become infatuated with Chaim Borenstein, son of a Jewish shochet, in a neighboring town. A jealous friend of Anastasia’s told Krushevan of the affair and he, like his parents, beat her and threatened to drive her from their home.

The two lovers eloped, Borenstein finding work in a Bessarabian saw-mill. Krushevan, in his paper, published daily attacks upon the couple and accused the Jews of Kishinev of hiding Anastasia, whose whereabouts he was unable to discover. Finally Krushevan offered a reward of five hundred rubles to anyone who would find his sister dead or alive.

Rumors of the reward reached the young couple and they changed their hiding place. Then Krushevan threatened Borenstein’s parents. When they heard of the threats, Chaim and Anastasia decided to leave Russia and emigrate to the United States.

Due to illness their plans were delayed and they were still in Bessarabia when Borenstein’s parents and a brother were killed in the first pogrom in Vishkan, near Kishinev. Only a sister was saved, but not before the hooligans had cut off one of her arms.

AN OFFICIAL CONVERT

Three days later the Kishinev pogroms began, on the first day of Passover, 1903.

Anastasia became officially converted to Judaism and assumed the name Sarah. She and Borenstein were married by a rabbi. Later they managed to steal across the Russian border and sailed for the United States, arriving here in September, 1903.

To help his wife acquire Jewish tradition, speech and characteristics, Borenstein became a sexton in a synagogue. However, the suspicion that Sarah was a convert began to gain ground and the Borensteins moved to a locality where they were unknown, Mrs. Borenstein told the Forward.

They settled in a mixed neighborhood in Baltimore. Mr. Borenstein’s sister, Lea, whom Krushevan’s murdering bands maimed, lives with them. Sarah Borenstein told the Forward reporter that she believes it must have been pre-ordained that a living reminder of her brother’s bloody deeds be ever before her eyes, in her home. Lea is a spinster and a mute.
The Borenstein’s have no children.
http://www.jta.org

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18378
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Кишинёвские погромы 1903 и 1905 годов

Сообщение rimty » 23 дек 2013, 16:01

Михаил ХАЗИН

Костюжены. От князя Мирского к Гене Зингеру и Крушевану
|отрывок из II главы|


Мне неизвестно, обращался ли когда-либо к психиатру Крушеван, черносотенный соавтор «Протоколов Сионских Мудрецов». Но его одержимость, агрессивность, сопряженные с проектами спасения России и указания путей мироустройства, широко известны по его публикациям, выступлениям. Невольно задумаешься, не граничит ли такая линия поведения с манией величия?

Под этим углом зрения прочел я ранние неопубликованные рукописи Крушевана, хранившиеся у его племянника, лечившегося в Костюженах.
Стремление к известности и славе, зуд писательства рано начал одолевать Крушевана (дядю). Он много и неустанно писал – прозу, стихи, статьи, афоризмы. В возрасте пятнадцати лет, в Киеве, он начал издавать рукописный журнал «Век». Вот передо мной первый номер «Века». Читателей извещают, что в качестве приложения к «Веку» будет издаваться газета «Стрела». (Вот как рано в Крушеване проснулась страсть к выпуску газеты.) По замыслу издателя, рукописный журнал «Век» должен был передаваться из рук в руки – не бесплатно. Впрочем, для людей, готовых заплатить побольше, юный графоман соглашался полностью переписать от руки новый экземпляр. «За чтение журнала платится пять копеек, - предупреждал редактор «Века», - а за покупку его – сорок копеек».

Другие правила гласят:

«Господ подписчиков просят не марать журнал, не делать на его страницах заметок и вообще держать его в порядке.

За неисполнение какого-либо из правил каждый подписчик подвергается штрафу, смотря по убытку».

...Держу в руках другую (черную) толстую тетрадь в тисненом кожаном переплете. На обложке – золотая корона, виньетки в углах. Золотой обрез. Бронзовая застежка. В тетради – стихи, проза, относящиеся к сентябрю 1881 года. (Крушевану тогда был уже двадцать один год.)

Сотни страниц убористого текста. Густые строки, перо его так бежало по бумаге, слова так легко изливались, что нередко сливались одно с другим. Автор не успевал отделять их в процессе письма. Некогда черные чернила выцвели, буквы стали рыжеваты. Но текст вполне разборчив. Роман называется «Счастливее всех». Автор хотел бы напечатать его под псевдонимом «П.Кукуванчик». Эпиграф: «Счастье в этой жизни выпадает не по заслугам, не по достоинствам, а по простой игре случая». В конце романа – черновик письма молодого Крушевана к издателю.

«Послано 10 марта 1882 года.

Милостивый государь!
Что сказали бы Вы, если бы несчастный, слепой Комоэнс, осмеянный толпой Фултон, бесшабашный и легкомысленный юноша Руссо, или браконьер, скитающийся актер Шекспир, или кто бы там ни был из великих гениев, только вступающих на путь бессмертия, обратился бы к Вам с просьбой подержать его, помочь ему сделать первый шаг на пути, который увенчает его неувядаемым венцом славы. Что сделали бы Вы, если бы знали то, что ожидает его впереди? Конечно, помогли бы. Но что сделали бы Вы, если бы не знали этого? Конечно, тогда бы Вы отказали ему в помощи, поступили бы так, как сотни других. Мы поклоняемся имени, вывеске…»

Захлебываясь словами, молодой щелкопер Крушеван темпераментно как бы ставит себя в ряд с именами писателей первой величины – Луис де Камоэнс, Руссо, Шекспир. Не проглядывает ли уже здесь грандомания, будущая мания величия?

Незадолго до погрома в Кишиневе открылось местное отделение охранки – секретной полиции России. Через трактиры раздавались листовки, что на Пасху царь разрешил трехдневный еврейский погром в Кишиневе. Поползли слухи, что в кишиневской синагоге якобы проходил съезд мирового еврейства, на котором евреи всего мира приняли решение об антиправительственной деятельности в России.

Но присутствовать в Кишиневе в дни погрома Крушеван не захотел. Может быть, он надеялся, что если он не был на месте преступления, там и тогда, где и когда совершилось злодеяние погрома, это обстоятельство мнимой непричастности даст ему некое алиби.
Крушеван уехал в Петербург и, хотя сам был совсем не богат, открыл на добытые им деньги газету «Знамя», которая просуществовала совсем недолго. Через примерно четыре месяца после кишиневского погрома Крушеван осуществил в «Знамени» первую (правда, несколько сокращенную) публикацию «Протоколов Сионских Мудрецов» на русском языке. ...
Вскоре после этого газета перестала выходить. Похоже, «Знамя» только для того и было создано, чтобы вывести «Протоколы» на орбиту из конспиративно-таинственного источника.

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18378
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Кишинёвские погромы 1903 и 1905 годов

Сообщение rimty » 23 дек 2013, 16:04

продолжение

...После того как я прочел воспоминания его племянника Павла Крушевана-младшего, мне словно удалось почувствовать одиозного дядю гораздо живей...
И еще – обожгла догадка, что каким-то образом «Протоколы Сионских Мудрецов», самая живучая, самая подлая фальшивка века, через род Крушеванов тоже связаны своим возникновением с безумием. Проще говоря, с сумасшествием.

Подтверждение этому я нашел в воспоминаниях колоритной личности, кишиневского врача и общественного деятеля Якова Моисеевича Бернштейн-Когана, учившегося в гимназии вместе с Крушеваном. Жизнь развела этих двух гимназистов на полярно противоположные позиции...

О Крушеване Я. М. Бернштейн-Коган свидетельствует:
«Еще в гимназии Крушеван проявлял признаки психического расстройства, а в последний год у него случались просто приступы безумия. И вот во время форменного помешательства Николая Второго на антисемитизме, когда пост вице-губернатора занимал некто Астрогов, оказавший покровительство Крушевану, безумие последнего достигло апогея. Он пригласил из Ясс «знаменитого» профессора Кузу, устроил на окраине, в месте, известном под названием Долина Чар, большой митинг и провозгласил, что на пасху 1903 года будет устроена Варфоломеевская ночь. Куза и Астрогов благословили его на ратные подвиги».

О том, что Крушевану место не в Думе, а скорей в Костюженах, свидетельствовали многие его современники. Сошлюсь, в частности, на архивную брошюру, изданную в Одессе через месяц после Кишиневского погрома.
Озаглавлена она кратко и выразительно: «Паволакий Крушеван». Автор обозначен псевдонимом Сиг.
На обороте титульного листа помечено: «Дозволено цензурою. Одесса. 17 мая 1903 года».
В этой краткой биографической работе четко и недвусмысленно сказано: близко знавшие Крушевана воспринимали его как маньяка, апостола ненависти.

В 90-е годы, Когда Крушеван жил в Сороках, он служил писцом в канцелярии надзирателя местного округа акцизных сборов. Его достоинствами были расторопность и хороший почерк. К старшим по чину был он до гнусности льстив и угодлив. Поэтому скоро выбился в объездчики. Потом в младшие акцизные надсмотрщики. Образования ему не хватало. В возрасте тридцати лет он вынужден был держать при местном уездном училище экзамен за несколько младших классов. А мнил о себе много, видел себя в мечтах светилом словесности.

На пару лет Крушеван уехал в Вильно, устроился в газету «Виленский вестник» репортером скандальной хроники. Специализировался на доносах, мелком сыске, разоблачительстве лавочников, кабатчиков.

Вернувшись в Бессарабию, попробовал устроиться к типографу Кашевскому в «Бессарабский вестник» как знаток края, местных условий. Но сотрудники редакции быстро разглядели в Крушеване ищейку и отказались с ним работать. Его уволили.

В запальчивости и раздражении Крушеван, где-то раздобыв начальный капитал, решил начать издание своей собственной газеты «Бессарабец». Добывал бумагу, арендовал типографию, платил за свою холостяцкую квартиру. Всех, о ком он писал, Крушеван делил на «своих» и «чужих». Свой – если дает деньги, поддерживает во всех начинаниях. А если нет – беда. Вопли. Разоблачения.

Как только кишиневский городской голова Шмидт закрыл Крушевану кредит в городском банке, на страницах «Бессарабца» тотчас началась травля градоначальника.
Зато «своими» были для Крушевана такие «меценаты», как подрядчик Пронин, которого «Бессарабец» воспевал в прозе и в стихах. Какое бы гнусное дело ни проворачивал Крушеван, на его лице неизменно красовалась маска благородства. И чем черней была затея, в тем более белые и чистые ризы рядился этот черносотенец.

Стиль его был разухабистым, скандальным. Ставка на скандал как на средство достижения известности и славы , можно сказать, была творческим кредо Крушевана. Вот образцы заголовков некоторых его опусов: «Я требую!!!», «Доколе?», «В клетку!», «ВЫ – идиот!», «Долой изменников!!!» Обычно эти заголовки набирались аршинным шрифтом. Они вопили. Взывали к люмпенам, к их низменным чувствам.

Крушеван имел наглость напечатать такие слова, обращенные к Льву Толстому: «Вы – идиот!.. Вы – бездарность!.. Вы пишете без всякого воодушевления…» Подобные выпады уже, безусловно, материал для психиатра. А в трактирах, корчмах, гадюшниках Крушеван прослыл «борцом за правду». Ложь, инсинуации, клевета постоянно были у него на вооружении. С помощью тайных доброхотов ему, как правило, удавалось избежать судебных преследований. Он то театрально хвастал, что его приглашают в столичные редакции, но из желания служить родному краю он отказывается, то истерически угрожал, что покончит жизнь самоубийством, если ему не помогут.

А чего стоят его умопомрачительные проекты, где он радеет об общественном благе. В одной из своих статей Крушеван предлагал, например, всех русских подкидышей переселить во Францию, «дабы эта дружественная страна воспитывала их и усилила ими ряды своих солдат».
В другой статье он предлагал реорганизовать русскую армию, комплектуя полки по национальностям, и во время войны «выстраивать полки из инородцев в авангарде русских войск».

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18378
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Кишинёвские погромы 1903 и 1905 годов

Сообщение rimty » 23 дек 2013, 16:14

продолжение

Читая статьи, книги Крушевана, написанные им до того, как он осуществил публикацию «Протоколов», я пытался разглядеть, обнаружить в его текстах некое сходство формулировок, оборотов речи, обвинений в адрес евреев, наконец, настроений, которые встречаются в подписанных автором писаниях Крушевана и потом – в анонимных «Протоколах». Под таким углом зрения прочел я книгу Павел Крушеван. ЧТО ТАКОЕ РОССИЯ? Путевые заметки. Москва, 1896.

И убедился, что, будучи провинциальным журналистом, Крушеван чувствует себя причастным к деятельности общегосударственного, всероссийского масштаба. Он путешествует по России, размышляет о ее имперской судьбе, о своей роли в определении ее державного пути. [...]

Племянник Крушевана-старшего, лечившийся от сумасшествия в Костюженах, вспоминает подобные россказни своего знаменитого родственника. Дядя описывал, как в обетованную землю отправлялись бессарабские евреи. Собралось там евреев несколько тысяч, жили они на средства фонда Ротшильда, который на это дело истратил 20 миллионов долларов. Но за 20 лет не нашлось 20 человек, которые бы обрабатывали свою «обетованную» землю. Дядя говорил: как Греция никогда не станет уже Элладой, так и Палестина никогда не станет обетованной землей. (В наши дни, когда Израиль превратился в цветущий оазис среди песков пустыни, когда евреи достойно проявили себя и как земледельцы, и как воины, и вообще – во всех отраслях жизни, смехотворно, с точностью «до наоборот» выглядят пророчества черносотенного оракула).

С годами ненависть Крушевана все больше приобретала черты маниакальной одержимости, патологического бешенства. В своем «Бессарабце» он печатал такие излияния: «Может ли еврей, этот хитрый и озлобленный номад, не обогативший человечество за тысячи лет своего бесполезного существования ни одной плодотворной мыслью, ни одним изобретением, кроме того, что нахватал у других народов, может ли этот вечный квартирант, не имеющий ни своего угла, ни родины, ни государства, ни даже языка, может ли такой ублюдок понять всю глубину нашего духа, изгибы миросозерцания, идеалы, мечты, надежды? Несчастный еврей, он знает лишь свой жалкий талмуд. Заразившись от евреев, наша интеллигенция космополитична, она оторвалась от народа. Легион бесов вошел в гигантское тело России, сотрясает его в конвульсиях, мучит и калечит».


Оглядываясь назад, вспять от погрома, сличая архивные факты и даты, обнаруживаешь, что как раз незадолго до трагической пасхи 1903 года щупальца российской секретной службы настойчиво потянулись от Петербурга к югу, к Кишиневу. И, надо полагать, произошло это не случайно. Стоял же за всем этим некто, согласно замыслу которого совершенствовалась и разветвлялась структура охранки, глубже проникала в низы, пронизывала все слои общества. Щедрей выделялись средства на финансирование тайных мероприятий.

Сличая даты, я обратил внимание, что за полгода до Кишиневского погрома было учреждено Одесское розыскное отделение – 16-го сентября 1902 года. Оно направляло деятельность служб политического сыска, активность разного рода провокаторов также и в Бессарабской губернии. 13 февраля 1903 года (менее чем за два месяца до погрома) розыскное отделение было реорганизовано и переименовано в охранное отделение, что указывало на более разностороннюю его деятельность по охране существовавшего режима, чем просто поиск и выявление смутьянов.

В Кишиневском историческом архиве (фонд 215, опись 1, дело 18) я нашел примечательные цифры. Департамент полиции выделил на содержание кишиневского филиала охранки в сентябре – октябре 1902 года 3995 рублей, а в ноябре на агентурные расходы 1997 рублей. Секретную службу в Кишиневе возглавлял жандармский офицер Левендаль. Весьма ретивый был служака.

Князь Сергей Дмитриевич Урусов, после погрома назначенный в Кишинев губернатором Бессарабии, человек не робкого десятка, в своих «Записках» решается обозначить этого господина лишь начальной буквой фамилии. Урусов пишет: «Возможно, что начальник кишиневского охранного отделения Л., которому стоустая молва приписывала непосредственное устройство апрельского погрома, играл двойную роль: подготовив погром одной рукой, он другой написал в департамент рапорт, предупреждающий о возможности беспорядков, который я видел в деле департамента. Такое предположение тем допустимее, что Л. был жандармский офицер, подчиненный, с одной стороны, департаменту полиции, а с другой – командующему отдельным корпусом жандармов, должность которого исполнял в то время известный генерал В., бывший Санкт-Петербургский градоначальник, пользовавшийся незавидной репутацией, способный на все, чтобы выслужиться, и ненавидящий евреев, от которых он пострадал в Вильне, когда был губернатором.

Л. также не внушал к себе никакого доверия. Подозрительны и любопытны для данного вопроса были в нем две черты: во-первых, близость к Пронину и, во-вторых, начет казенных денег, который был произведен на него по оставлении им должности и в котором он не мог оправдаться. Тем не менее, его карьера не пострадала, он получил хорошее место в управлении киевского генерал-губернатора…

Возможно, наконец, искать опору и вдохновение погромной политики в сферах еще более высоких… Я не хотел бы выдавать своих предположений за несомненный факт. Я указал лишь на тот путь, которым юдофобство министра внутренних дел Плеве, высказываемое им, может быть, только как убеждение, могло перейти у его товарища В., подчинявшегося еще иному, вне министерскому руководству, в намек на желательность произвести опыт применения погромной политики, и как потом этот намек, скатываясь по иерархическим ступеням жандармского корпуса, дошел до Л. в виде желания высшего начальства, до Пронина и Крушевана – в виде призыва к патриотическому подвигу и до молдаванина-погромщика в виде царского приказа».


Рассуждения князя Урусова о том, каким образом оброненный верхами намек, скатываясь вниз, разрастается, подобно снежному кому, превращаясь в директиву, проницательны и благородны, но, думается, отдают наивностью.
Конечно, трудно представить, что государственные мужи, наделенные высокой властью, откровенно отдают недвусмысленный приказ – учинить погром.
И в начале ХХ века, и потом они из тактических соображений, а больше – сознавая истинную сущность собственных деяний, старались не оставлять следов.

|в сокращении|

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18378
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Кишинёвские погромы 1903 и 1905 годов

Сообщение rimty » 23 дек 2013, 16:19

продолжение

Немало пришлось потрудиться Крушевану и его подручным, чтобы заморочить головы бессарабским обывателям, земледельцам, ремесленникам, распалить низменные страсти люмпенов, направить агрессию против евреев как главных врагов. Ведь отношения складывались довольно добрые между молдавскими крестьянами и жившими бок о бок с ним евреями.

Позже, когда погромы в городах и местечках Украины, Бессарабии участились, была замечена удивительная закономерность: в населенных пунктах, стоявших в стороне от железной дороги, побоища не происходили. А в тех местечках, где имелись железнодорожные станции, от погромов спасу не было. Оказалось, погромы – привозной товар. Их зачинщиками, как правило, были не местные люди, а заезжее отребье, драчливая шантрапа, приезжавшая на поезде.


Крушевана можно признать одним из первых в России профессиональных антисемитов. Маниакальная ненависть к евреям была не только его страстью, но и средством существования, источником материальных благ, благосклонности властей, широкой известности в качестве пламенного патриота.

Кто первым откликнулся на погром в печати? Крушеван!
Десятого апреля, в четверг, в «Бессарабце» он давал свою версию о беспорядках в Кишиневе. Крушеван не отрицает, что «погромщики нападали главным образом на евреев». Дальше – серия измышлений, будто евреями был нанесен ущерб помещениям местной полиции, домам акцизных чиновников, общественным и военным клубам и даже дому в Фонтанном переулке, где печатался «Бессарабец».

Крушеван утверждал, что погром начали сами евреи, которые заранее запаслись оружием. Целью погрома было, во-первых, желание евреев вызвать сочувствие и приток материальной помощи западного и американского еврейства. Во-вторых, желание опорочить Российское правительство, помещиков, крупных землевладельцев Бессарабии.

В те дни и недели в Петербурге Крушеван, стараясь заручиться высоким покровительством, держался поближе к властям.
Свидетельство тому – документ, хранившийся у племянника Крушевана и переданный мне через Костюжены: благодарственное письмо от императорского двора,
адресованное Крушевану и датированное 24 мая 1903 года (через не полных два месяца после погрома).
Самодержавие благодарило услужливого журналиста.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
ris55
Почётный Гражданин
Почётный Гражданин
Сообщения: 8282
Зарегистрирован: 30 апр 2009, 20:23
Откуда: Кишинев

Re: Кишинёвские погромы 1903 и 1905 годов

Сообщение ris55 » 23 дек 2013, 23:17

Ощущения от статьи -дежавю!Уже в наше время такое же или мне кажется?

snob
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 3779
Зарегистрирован: 25 июн 2008, 02:23

Re: Кишинёвские погромы 1903 и 1905 годов

Сообщение snob » 24 дек 2013, 03:14

ris55 писал(а):Ощущения от статьи -дежавю!
+1. Кисилев...

Аватара пользователя
er-xvl
Модератор
Модератор
Сообщения: 2700
Зарегистрирован: 30 апр 2009, 19:27
Откуда: 47*02'19.4"N 028*52'07.5"E

Re: Кишинёвские погромы 1903 и 1905 годов

Сообщение er-xvl » 24 дек 2013, 06:24

snob писал(а):...Кисилев...
А кто это: "Кисилев"?

спартак
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2773
Зарегистрирован: 08 мар 2011, 01:19

Re: Кишинёвские погромы 1903 и 1905 годов

Сообщение спартак » 13 май 2014, 17:38

Крушевану поставят памятник?http://www.infotag.md/reports/768248/

Isaac
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2361
Зарегистрирован: 12 окт 2009, 18:41

Re: Кишинёвские погромы 1903 и 1905 годов

Сообщение Isaac » 13 май 2014, 19:16

спартак писал(а):Крушевану поставят памятник?http://www.infotag.md/reports/768248/
Остается думать и гадать, что за интерес у депутата государственной Думы к личности бессарабского дворянина Павла Крушевана...

Аватара пользователя
steinchik
Почётный Гражданин
Почётный Гражданин
Сообщения: 11055
Зарегистрирован: 16 мар 2008, 04:53

Re: Кишинёвские погромы 1903 и 1905 годов

Сообщение steinchik » 13 май 2014, 20:38

Xoчу напомнить тот нелицеприятный факт, что Крушеван был похоронен на территории бессарабской епархии. Такие почести РПЦ оказывала только за определённые заслуги. Возможно, что организация еврейского погрома относилась к таковым...

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18378
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Кишинёвские погромы 1903 и 1905 годов

Сообщение rimty » 13 май 2014, 20:53

Hо разве ему когда-либо был поставлен памятник??

P.S. Речь идёт о восстановлении надгробного памятника:
«В некоторых источниках говорится, что уничтожили не только памятник ему в ограде митрополиии, но и осквернили могилу, раскидав кости», - пояснил он, отметив, что письмо-требование о необходимости восстановить памятник зарегистрировано в примэрии Кишинева 7 мая 2014 г.

спартак
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 2773
Зарегистрирован: 08 мар 2011, 01:19

Re: Кишинёвские погромы 1903 и 1905 годов

Сообщение спартак » 13 май 2014, 21:33

rimty писал(а):Hо разве ему когда-либо был поставлен памятник??

P.S. Речь идёт о восстановлении надгробного памятника:
«В некоторых источниках говорится, что уничтожили не только памятник ему в ограде митрополиии, но и осквернили могилу, раскидав кости», - пояснил он, отметив, что письмо-требование о необходимости восстановить памятник зарегистрировано в примэрии Кишинева 7 мая 2014 г.
Думаю, ответят отказом. В городе, где каждый второй коренной житель имеет еврейскую кровь, памятник черносотенца, пусть и очень много сделавшего для края, не совсем к месту.

Аватара пользователя
Смолин Евгений
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 4188
Зарегистрирован: 09 май 2011, 17:46

Re: Кишинёвские погромы 1903 и 1905 годов

Сообщение Смолин Евгений » 14 май 2014, 10:23

спартак писал(а):
rimty писал(а):Hо разве ему когда-либо был поставлен памятник??

P.S. Речь идёт о восстановлении надгробного памятника:
«В некоторых источниках говорится, что уничтожили не только памятник ему в ограде митрополиии, но и осквернили могилу, раскидав кости», - пояснил он, отметив, что письмо-требование о необходимости восстановить памятник зарегистрировано в примэрии Кишинева 7 мая 2014 г.
Думаю, ответят отказом. В городе, где каждый второй коренной житель имеет еврейскую кровь, памятник черносотенца, пусть и очень много сделавшего для края, не совсем к месту.
А памятник предполагается поставить на площади?

Аватара пользователя
кешеневер йид
Местный
Местный
Сообщения: 281
Зарегистрирован: 14 сен 2009, 15:20

Re: Кишинёвские погромы 1903 и 1905 годов

Сообщение кешеневер йид » 14 май 2014, 14:37

Улица фашиста гоги в самом центре бывшего гетто уже есть,теперь только осталось поставить памятник и этому мерзавцу антисемиту черносотенцу (ימ"ש)

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18378
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Кишинёвские погромы 1903 и 1905 годов

Сообщение rimty » 14 май 2014, 14:53

Предложение малоизвестного депутата ещё не означает осуществление этой идеи, так что не стoит пока "ломать копья"...

Аватара пользователя
Gromescu
Новичок
Новичок
Сообщения: 93
Зарегистрирован: 30 янв 2010, 21:26
Откуда: Таганрогъ
Контактная информация:

Re: Кишинёвские погромы 1903 и 1905 годов

Сообщение Gromescu » 14 май 2014, 18:00

Учитывая, что в России неочерносотенство нынче в фаворе, ничего удивительного в такой инициативе нет.
«Создается ощущение, что по чьей-то злой воле была сознательно и тщательно уничтожена вся память о Крушеване. Парадоксально, но в библиотечных архивах мы не нашли подшивки газеты «Бессарабец», выходившей как минимум полтора десятка лет перед революцией», - сообщил Шишкин.
Хреново Шишкин искал. Полная подшивка газеты есть в Библиотеке Академии наук в СПб, наверняка еще есть в РГБ в Химках и в РНБ. В Кишиневе за отдельные гооды есть в Библиотеке Академии, в библиотеке архива, в лит. музее и историческом музее.

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18378
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Кишинёвские погромы 1903 и 1905 годов

Сообщение rimty » 14 май 2014, 20:35

спартак писал(а): В городе, где каждый второй коренной житель имеет еврейскую кровь, памятник черносотенца, пусть и очень много сделавшего для края, не совсем к месту.
Дело не в крови, а в чести и порядочности.

Крушеван виноват не только в том, что приложил руку к организации погрома.
Он первый опубликовал фальшивку под названием Протоколы сионских мудрецов, и, таким образом, помог распространить сфальсифицированные свидетельства и подвести якобы документальную базу под коллективную "вину" целого народа.

Аватара пользователя
adelina
Гражданин
Гражданин
Сообщения: 1555
Зарегистрирован: 26 дек 2009, 02:07

Re: Кишинёвские погромы 1903 и 1905 годов

Сообщение adelina » 15 май 2014, 23:18

Не рассматривая вопрос об участии и доказательствах участия в инкриминируемых деяниях, необходимо признать что Протоколы были опубликованы П.А. Крушеваном только после трагических событий 1903 года, далеко за пределами Бессарабии, в издаваемой им петербургской газете "Знамя", т.е. публикация П.А. Крушевана не могла быть взята на вооружение подстрекателями этого кишиневского погрома.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя
rimty
Главный модератор
Главный модератор
Сообщения: 18378
Зарегистрирован: 21 дек 2008, 22:21

Re: Кишинёвские погромы 1903 и 1905 годов

Сообщение rimty » 15 май 2014, 23:58

adelina писал(а): Протоколы были опубликованы П.А. Крушеваном только после трагических событий 1903 года, далеко за пределами Бессарабии, в издаваемой им петербургской газете "Знамя", т.е. публикация П.А. Крушевана не могла быть взята на вооружение подстрекателями этого кишиневского погрома.
Всё верно, "протоколы" были напечатаны им месяцы спустя, уже после событий в Кишинёве,
но и не утверждалось, что эта конкретная публикация сыграла роль в возникновении погрома.

Распространение ненависти и национальной розни - одно из худших преступлений.
Неблаговидная роль Крушевана в истории не даёт ему права на подобный памятник.

Ответить

Вернуться в «Жители Кишинёва»