Был призыв. Из сборника "Молдавия в ВОВ-сборник документов".Igori писал(а):Был ли призыв в РККА из Молдавии Автор преспокойно "двинулся на Восток",а ему уже было 19 лет.voling писал(а):Авербух Борис (Бер) Яковлевич (воспоминания).
Через две недели после начала войны мы покинули Кишинев и вместе с тысячами другим беженцев двинулись на восток.
§2 Мобилизация в Красную Армию. Обеспечение безопасности тыла и помощь населения фронту.
К 12 часам дня 22 июня, когда от имени ЦК ВКП(б) и правительства СССР с сообщением о начале войны выступил по радио председатель СНК В.М. Молотов , для большинства населения Молдавии это была только констатация реальности. Начало мобилизационным мероприятиям в республике положили введение с 23 июня военного положения и объявление о мобилизации военнообязанных 14-и возрастов.
Устойчивость фронта во многом зависела от помощи ближнего тыла, от поддержки населения. 22 июня СНК МССР и бюро ЦК КП(б) Молдавии приняли совместное постановление об оказании помощи Красной Армии . Оно предусматривало снабжение войск продовольствием, строительство дорог военного назначения, размещение в больницах военных госпиталей, вывоз зерна из глубинки на железнодорожные станции. В целях поддержания порядка руководство Молдавии – за два дня до принятия постановления о создании истребительных батальонов правительством СССР , – решило создать добровольческие отряды самоохраны. Партийным организациям было предписано не допустить самовольной эвакуации населения и «забивки дорог беженцами» . В целом, эти решения отвечали требованиям военной целесообразности и были рассчитаны на выполнение при инициативном содействии населения.
В период оккупации 1918-1940 гг. в Бессарабии было подорвано доверие к Церкви, окормляемой патриархатом Румынии, но не основы православной веры . Поэтому патриотическая позиция, занятая Русской Православной Церковь, способствовала успеху мобилизационных мероприятий. 22 июня Патриарший местоблюститель митрополит Московский и Коломенский Сергий обратился с «Посланием пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви». Войну, начатую Гитлером, глава Русской Церкви определил как попытку поставить русский народ на колени. От имени Церкви он благословил защитников Отечества «небесным благословением на предстоящий всенародный подвиг». Обращаясь к священнослужителям, митрополит подчеркнул единство Церкви с народом: «Положим же души своя вместе с нашей паствой….» . Глава Кишиневской и Молдавской епархии архиепископ Алексий, огласив послание митрополита Сергия, также обратился к православным Молдавии с патриотическим воззванием .
Обращение оказалось своевременным. В селе Малые Милешты на митинге, созванном народным судьей С.Г. Фокшей, назначенным командиром истребительного подразделения села Яловены, крестьяне обвинили местного священника в ведении антисоветской пропаганды . В селе Секарены бойцы истребительного батальона задержали священника, подозреваемого в подаче сигналов самолетам противника . Но в целом священство попыток противодействовать мобилизационным мерам советских властей не предприняло. Три молдавских села, – Коротное, Глиное и Чобручи, – жителей которых тираспольский священник о.Ианнуарий (Фиалковский) называл народом богобоязненным, религиозным, любящим свою церковь, дали Красной Армии более тысячи бойцов .
Приказ о мобилизации выполнили практически все подлежавшие призыву рабочие, а также члены молодежной коммунистической организации. Информация газеты «Молдова сочиалистэ» о том, что «трудящиеся тысячами идут в Красную Армию как к дорогому другу, давно знакомому, от которого не можешь быть вдали, когда он нуждается в тебе» , имела основания. В Кишиневе ушли на фронт 2162 члена ВЛКСМ, в Бельцком уезде – 1420, в Кагуле – 300, из комсомольцев Сорокского уезда были сформированы два батальона Красной Армии . Успеху мобилизации способствовали воспоминания об оккупационном терроре. «Вспомните погибших братьев, расстрелянных здесь, невдалеке, у Черного забора, – напомнил на митинге в Бендерском депо о расправах, учиненных румынскими войсками при подавлении восстания 1919 г., рабочий Кузнецов, – Они не щадили своей жизни в борьбе за дело рабочего класса». После митинга в ополчение записались 130 рабочих .
Пошли служить в Красную Армию около 80% солдат, покинувших румынскую армию в июне 1940 г. Они положительно отзывались о порядках в Красной Армии, об отношениях между командирами и рядовыми, более корректных, чем в королевской армии. Уровень их военной подготовки оставлял желать лучшего, проблемой было и плохое знание призывниками-молдаванами русского языка . Однако партийные органы отмечали патриотизм призывного контингента. Бюро Бендерского уездного комитета партии уже 25 июня доложило, что во всех районах мобилизация проведена полностью . Наиболее полно мобилизацию удалось провести на восточном берегу Днестра, а также в Кишиневе и Бендерах. В связи с бомбежками и быстрым продвижением войск противника в северной части Молдавии мобилизационные мероприятия были проведены в ограниченных масштабах. Тем не менее, к 5 июля 1941 г. в войска Южного фронта влились 47 644 призывника из Молдавии . Оружия не хватало, и десятки тысяч призывников были сведены в фортификационные батальоны.
Молдавская ССР в Великой Отечественной войне….Т.1. С.22-24.
Православие в Молдавии: власть, церковь, верующие. С. 738
Молдавская ССР в Великой Отечественной войне….Т.2. С.153.
Содоль В.А. К вопросу о взаимоотношениях советского государства и Русской Православной Церкви в Молдавской ССР в первые послевоенные годы (По материалам Национального архива Республики Молдова). //