Музей истории железной дороги Молдовы
Добавлено: 15 ноя 2012, 22:58
Этот музей открыли в 2011 году в столичном Дворце культуры железнодорожников, к 140-летнему юбилею Молдавской железной дороги.
Музей готов еще не полностью. Еще нужно оформить несколько стендов, установить недостающие экспонаты.
Железнодорожная экспозиция занимает три среднего размера зала. Есть еще вестибюль – пустой, чистый, со светлыми стенами, и только в углу - железнодорожный семафор. Между прочим, работающий. А справа деревянная с окошками из волнистого желтоватого стекла дверь – вход в сам музей. И тут же, за дверьми, попадаешь в атмосферу большой железнодорожной станции начала прошлого века: блестит металлическими надраенными частями в ярком свете галогенных ламп модель паровоза. Кажется, даст он сейчас гудок, лязгнут буфера вагонов, зашипит паровозный пар, и помчится он в дальний путь, сияя огнями и стуча колесами на стыках. А справа, за паровозом, уже большой и настоящий, чуть запыленный дальними дорогами стоит пассажирский вагон начала века.
Это картинка из будущего, когда музей будет оформлен окончательно. Ее корреспонденту «Панорамы» показал Алексей Иванович Самсонов, директор музея. А пока готов только постамент, на который поставят модель паровоза.
- Но вагон есть, стоит в вагонном депо Кишинева, мы его привезли с севера республики, - говорит Алексей Иванович. - А макет паровоза будем заказывать в России. Там есть мастерская, делают такие макеты – не отличишь от настоящего.
Зато следующий зал, самый большой в музее, уже заполнен экспонатами. Бросается в глаза кабина паровоза. Огонь в топке искусственный, хотя полыхает, как настоящий, а кабина подлинная: ее сняли с настоящего паровоза, работавшего на станции Окница до 1990 года. Да и лопаты, всякие скребки, которыми в топку закидывали уголь и доставали отработанный шлак, – тоже настоящие.
Топка паровоза №7171 - настоящая
И фотографии на стенде подлинные. Стенд тянется вдоль самой длинной стены музея. Это как бы путь, пройденный железной дорогой с августа 1871 года, когда пошли первые поезда на участке Тирасполь-Кишинев, до сегодняшних дней. Конечно, все экспонаты с акцентом на историю: портрет губернатора Бессарабии М.С. Воронцова, основавшего строительство железной дороги от Одессы до Паркан. Портрет барона К.К. Унгерн-Штернберга, построившего в 1865-1867 годах железнодорожную ветку Одесса - Тирасполь.
Алексей Иванович обращает наше внимание на основание стенда. Оно выполнено из настоящих железнодорожных материалов: рельс, шпалы, колесные пары. Сам рельс с колесами - как бег по истории: все 140 лет Молдавской железной дороги.
О каждом экспонате музея можно написать небольшую отдельную статью. Вот, например, два металлических, начала прошлого века, фонаря – квадратные, с окошками на каждой стороне. Сверху - широкое кольцо, чтобы держать. Алексей Самсонов берет оба фонаря. Один отреставрированный, выкрашен черной краской, маленькая боковая дверка – желтым. Другой фонарь без краски, в налете рыжей ржавчины. «Мы отреставрировали фонарь, - рассказывает директор, - а нам говорят, не надо реставрировать, пусть будет, как есть. Потому и два фонаря. А знаете, для чего они? Сигнализировать локомотивам! Выходит ночью, на колючий зимний ветер, закутанный по самые брови дежурный по станции, только блестит в петлицах значок железнодорожника, и дает сигналы этим фонарем. Дает он их составу, который подходит к станции. Горит фитилек внутри фонаря, а может, и свечка, поворачивает дежурный фонарь красным стеклом – сигнал паровозу остановиться. Желтый – дает добро на проход через станцию со снижением скорости. А белый – давай, друг, проезжай, не снижая скорости». И вот так, и даже подробнее, можно написать о каждом экспонате. А тут их десятки. Может, и сотни.
Осветительные и сигнальные фонари разных лет Есть здесь и все виды компостеров для железнодорожных билетов. Сами билеты – маленькие картонные квадратики. Рядом – часть настоящего железнодорожного пути, со стрелками, аппаратами проверки качества рельс, агрегатами для их резки и многое другое.
Алексей Иванович Самсонов сам искал экспонаты. «Приезжаю на станцию, - рассказывает он, - есть у вас какие-то исторические предметы? Пожимают плечами: ''Да откуда?! Впрочем, может быть, есть что-то на складе''. А там, в куче металлического хлама, вдруг находишь что-то замечательное: то фонарь, то табличку грузового вагона». Таких табличек директор музея отыскал десятки. По железным магистралям республики бегали вагоны, выпущенные не только в Румынии, России или Советском Союзе: вот табличка вагона, выпущенного в Канаде. А этот прибыл из США, и год производства - 1944-й. Наверное, ленд-лизовский.
Наша экскурсия заканчивается в том зальчике, где будет стоять макет паровоза. Тут уже установили деревянное сиденье для залов ожидания. Дубовое, внушительное - замечательный экспонат музея. Мне показалось, что оно твердое и неудобное. «Неудобное? А вы присядьте», - предложил Алексей Иванович. Оказалось, очень даже удобное, на таких сидели, на таких и спали, ожидая свой поезд. «Это привезли с севера, со станции под Бельцам. Хорошо, что успели. Оно ведь из последних».
Олег Таценко
pan.md
Музей готов еще не полностью. Еще нужно оформить несколько стендов, установить недостающие экспонаты.
Железнодорожная экспозиция занимает три среднего размера зала. Есть еще вестибюль – пустой, чистый, со светлыми стенами, и только в углу - железнодорожный семафор. Между прочим, работающий. А справа деревянная с окошками из волнистого желтоватого стекла дверь – вход в сам музей. И тут же, за дверьми, попадаешь в атмосферу большой железнодорожной станции начала прошлого века: блестит металлическими надраенными частями в ярком свете галогенных ламп модель паровоза. Кажется, даст он сейчас гудок, лязгнут буфера вагонов, зашипит паровозный пар, и помчится он в дальний путь, сияя огнями и стуча колесами на стыках. А справа, за паровозом, уже большой и настоящий, чуть запыленный дальними дорогами стоит пассажирский вагон начала века.
Это картинка из будущего, когда музей будет оформлен окончательно. Ее корреспонденту «Панорамы» показал Алексей Иванович Самсонов, директор музея. А пока готов только постамент, на который поставят модель паровоза.
- Но вагон есть, стоит в вагонном депо Кишинева, мы его привезли с севера республики, - говорит Алексей Иванович. - А макет паровоза будем заказывать в России. Там есть мастерская, делают такие макеты – не отличишь от настоящего.
Зато следующий зал, самый большой в музее, уже заполнен экспонатами. Бросается в глаза кабина паровоза. Огонь в топке искусственный, хотя полыхает, как настоящий, а кабина подлинная: ее сняли с настоящего паровоза, работавшего на станции Окница до 1990 года. Да и лопаты, всякие скребки, которыми в топку закидывали уголь и доставали отработанный шлак, – тоже настоящие.
Топка паровоза №7171 - настоящая
И фотографии на стенде подлинные. Стенд тянется вдоль самой длинной стены музея. Это как бы путь, пройденный железной дорогой с августа 1871 года, когда пошли первые поезда на участке Тирасполь-Кишинев, до сегодняшних дней. Конечно, все экспонаты с акцентом на историю: портрет губернатора Бессарабии М.С. Воронцова, основавшего строительство железной дороги от Одессы до Паркан. Портрет барона К.К. Унгерн-Штернберга, построившего в 1865-1867 годах железнодорожную ветку Одесса - Тирасполь.
Алексей Иванович обращает наше внимание на основание стенда. Оно выполнено из настоящих железнодорожных материалов: рельс, шпалы, колесные пары. Сам рельс с колесами - как бег по истории: все 140 лет Молдавской железной дороги.
О каждом экспонате музея можно написать небольшую отдельную статью. Вот, например, два металлических, начала прошлого века, фонаря – квадратные, с окошками на каждой стороне. Сверху - широкое кольцо, чтобы держать. Алексей Самсонов берет оба фонаря. Один отреставрированный, выкрашен черной краской, маленькая боковая дверка – желтым. Другой фонарь без краски, в налете рыжей ржавчины. «Мы отреставрировали фонарь, - рассказывает директор, - а нам говорят, не надо реставрировать, пусть будет, как есть. Потому и два фонаря. А знаете, для чего они? Сигнализировать локомотивам! Выходит ночью, на колючий зимний ветер, закутанный по самые брови дежурный по станции, только блестит в петлицах значок железнодорожника, и дает сигналы этим фонарем. Дает он их составу, который подходит к станции. Горит фитилек внутри фонаря, а может, и свечка, поворачивает дежурный фонарь красным стеклом – сигнал паровозу остановиться. Желтый – дает добро на проход через станцию со снижением скорости. А белый – давай, друг, проезжай, не снижая скорости». И вот так, и даже подробнее, можно написать о каждом экспонате. А тут их десятки. Может, и сотни.
Осветительные и сигнальные фонари разных лет Есть здесь и все виды компостеров для железнодорожных билетов. Сами билеты – маленькие картонные квадратики. Рядом – часть настоящего железнодорожного пути, со стрелками, аппаратами проверки качества рельс, агрегатами для их резки и многое другое.
Алексей Иванович Самсонов сам искал экспонаты. «Приезжаю на станцию, - рассказывает он, - есть у вас какие-то исторические предметы? Пожимают плечами: ''Да откуда?! Впрочем, может быть, есть что-то на складе''. А там, в куче металлического хлама, вдруг находишь что-то замечательное: то фонарь, то табличку грузового вагона». Таких табличек директор музея отыскал десятки. По железным магистралям республики бегали вагоны, выпущенные не только в Румынии, России или Советском Союзе: вот табличка вагона, выпущенного в Канаде. А этот прибыл из США, и год производства - 1944-й. Наверное, ленд-лизовский.
Наша экскурсия заканчивается в том зальчике, где будет стоять макет паровоза. Тут уже установили деревянное сиденье для залов ожидания. Дубовое, внушительное - замечательный экспонат музея. Мне показалось, что оно твердое и неудобное. «Неудобное? А вы присядьте», - предложил Алексей Иванович. Оказалось, очень даже удобное, на таких сидели, на таких и спали, ожидая свой поезд. «Это привезли с севера, со станции под Бельцам. Хорошо, что успели. Оно ведь из последних».
Олег Таценко
pan.md