Железнодорожный транспорт и Кишинев
Добавлено: 08 июл 2009, 01:49
Странно, но до сих пор такая тема отсутствовала на нашем замечательном форуме. А, между тем, ж/д транспорт имеет к истории города самое непосредственное отношение. Да, это не чисто городской (вернее, внутригородской) вид транспорта, но, тем не менее, следует признать, что "золотой век" в истории старого Кишинева (т.е., последняя четверть 19-го - первая четверть 20-го вв.) наступил именно с внедрением данной категории транспортной связи. Именно ж/д транспорту мы обязаны возникновением одного из самых узнаваемых мест столицы - железнодорожного вокзала.
Предлагаю начать обсуждение новой темы с краткой истории возникновения ж/д транспорта в Бессарабии (спасибо http://www.railway.md)
Железнодорожный транспорт в девятнадцатом веке был качественно новым видом транспорта - наиболее производительным, механизированным, скоростным, круглогодичным и, что наиболее важно, экономически более эффективным, чем гужевой.
Необходимость развития железнодорожного транспорта в Бессарабии и Молдавском Приднестровье была вызвана ростом товарообмена и оборота торговли, как внутри региона, так и с зарубежными странами на основе увеличения промышленного и товарного сельскохозяйственного производства в середине XIX века. Промышленный и сельскохозяйственный потенциал региона потребовал более совершенных средств перевозки товаров и пассажиров.
Прогрессивные свойства железнодорожного транспорта, который удовлетворял как потребности мирной экономики, так и военных стратегов, привлекали инвестиции и частных кампаний и государственной казны.
В 1844 году Новороссийский и Бессарабский генерал-губернатор, граф Михаил Семенович Воронцов подготовил проект строительства конно-железнодорожной линии от Одессы до села Парканы на Днестре, и подчеркнул, что строительство конной железной дороги следует вести таким образом, "...чтобы она могла впоследствии служить для паровозного сообщения". Император Российский Николай I по этому поводу счел нужным отметить: "Весьма желательно, ибо иначе все издержки на сию дорогу были бы временные и брошены без пользы".
Кампания учредителей Общества Одесско - Киевской железной дороги выдвинула план строительства дороги от Одессы до Киева с ветвью через г. Тирасполь до села Парканы. По указу российского царя работы по строительству от Одессы до Паркан производились на средства государственной казны.
В январе 1871 года было завершено сооружение моста через Днестр, а 28 (15 по старому стилю) августа 1871 года был открыт для движения весь Тираспольско - Кишиневский участок железной дороги - эту дату принято считать Днем рождения нынешней железной дороги Молдовы. Эта линия, связавшая Бесарабию с Черноморьем и железнодорожной сетью Украины и России, стала основой формировавшейся транспортной системы нашего государства.
В 1875 году была открыта для движения линия Кишинев - Корнешты - Унгены и были созданы условия для прямого железнодорожного сообщения с Румынией. Примечательно, что путь широкой колеи, для более удобного сообщения, был проложен по территории Румынии до г. Яссы.
В начале ноября 1877 году была открыта для военного сообщения Бендеро - Галацкая железная дорога протяженностью 305 км. Она была сооружена в рекордный срок - менее чем за 3,5 месяца (фактически за 58 суток). Линия обеспечила железнодорожное сообщение с Румынией и выход на реку Дунай.
В ноябре 1893 г. начали функционировать участки от Могилева до Окницы с мостом через реку Днестр, от Окницы до Липкан и от Бельц до Окницы. В декабре 1893 г. был сдан в эксплуатацию участок от Липкан до Новоселицы, что давало возможность соединиться с Лембергско (Львовско) - Черновицкой дорогой.
В августе 1894 г. был задействован участок от Рыбницы до Бельц с мостом через р. Днестр и 165-метровым тоннелем на перегоне Липчены - Матеуцы. Линия Слободка - Бельцы - Окница - Новоселица соединила Бесарабию с железными дорогами Австро-Венгрии.
Протяженность железнодорожных линий на начало двадцатого века в Бессарабии превышала 850 км.
Следующий рывок в развитии железнодорожной сети региона был продиктован, прежде всего обстоятельствами Первой мировой войны.
В 1914 -1917 годы были проложены линии Басарабяска - Аккерман (Белгород-Днестровский), Басарабяска - р. Прут, Бэлць - Унгень, Рени - р. Прут и другие, всего 416 км новых линий.
Резко возросло количество подвижного состава, В июне 1917 года Бендерский участок тяги располагал 253 паровозам и являлся самым большим на Юго-Западной железной дороге. Его паровозный парк почти равнялся Киевскому и Одесскому паркам вмести взятым. Естественно большое развитие получила ремонтно-техническая база.
Таким образом, было практически завершено формирование сети железной дороги Молдовы.
Предлагаю начать обсуждение новой темы с краткой истории возникновения ж/д транспорта в Бессарабии (спасибо http://www.railway.md)
Железнодорожный транспорт в девятнадцатом веке был качественно новым видом транспорта - наиболее производительным, механизированным, скоростным, круглогодичным и, что наиболее важно, экономически более эффективным, чем гужевой.
Необходимость развития железнодорожного транспорта в Бессарабии и Молдавском Приднестровье была вызвана ростом товарообмена и оборота торговли, как внутри региона, так и с зарубежными странами на основе увеличения промышленного и товарного сельскохозяйственного производства в середине XIX века. Промышленный и сельскохозяйственный потенциал региона потребовал более совершенных средств перевозки товаров и пассажиров.
Прогрессивные свойства железнодорожного транспорта, который удовлетворял как потребности мирной экономики, так и военных стратегов, привлекали инвестиции и частных кампаний и государственной казны.
В 1844 году Новороссийский и Бессарабский генерал-губернатор, граф Михаил Семенович Воронцов подготовил проект строительства конно-железнодорожной линии от Одессы до села Парканы на Днестре, и подчеркнул, что строительство конной железной дороги следует вести таким образом, "...чтобы она могла впоследствии служить для паровозного сообщения". Император Российский Николай I по этому поводу счел нужным отметить: "Весьма желательно, ибо иначе все издержки на сию дорогу были бы временные и брошены без пользы".
Кампания учредителей Общества Одесско - Киевской железной дороги выдвинула план строительства дороги от Одессы до Киева с ветвью через г. Тирасполь до села Парканы. По указу российского царя работы по строительству от Одессы до Паркан производились на средства государственной казны.
В январе 1871 года было завершено сооружение моста через Днестр, а 28 (15 по старому стилю) августа 1871 года был открыт для движения весь Тираспольско - Кишиневский участок железной дороги - эту дату принято считать Днем рождения нынешней железной дороги Молдовы. Эта линия, связавшая Бесарабию с Черноморьем и железнодорожной сетью Украины и России, стала основой формировавшейся транспортной системы нашего государства.
В 1875 году была открыта для движения линия Кишинев - Корнешты - Унгены и были созданы условия для прямого железнодорожного сообщения с Румынией. Примечательно, что путь широкой колеи, для более удобного сообщения, был проложен по территории Румынии до г. Яссы.
В начале ноября 1877 году была открыта для военного сообщения Бендеро - Галацкая железная дорога протяженностью 305 км. Она была сооружена в рекордный срок - менее чем за 3,5 месяца (фактически за 58 суток). Линия обеспечила железнодорожное сообщение с Румынией и выход на реку Дунай.
В ноябре 1893 г. начали функционировать участки от Могилева до Окницы с мостом через реку Днестр, от Окницы до Липкан и от Бельц до Окницы. В декабре 1893 г. был сдан в эксплуатацию участок от Липкан до Новоселицы, что давало возможность соединиться с Лембергско (Львовско) - Черновицкой дорогой.
В августе 1894 г. был задействован участок от Рыбницы до Бельц с мостом через р. Днестр и 165-метровым тоннелем на перегоне Липчены - Матеуцы. Линия Слободка - Бельцы - Окница - Новоселица соединила Бесарабию с железными дорогами Австро-Венгрии.
Протяженность железнодорожных линий на начало двадцатого века в Бессарабии превышала 850 км.
Следующий рывок в развитии железнодорожной сети региона был продиктован, прежде всего обстоятельствами Первой мировой войны.
В 1914 -1917 годы были проложены линии Басарабяска - Аккерман (Белгород-Днестровский), Басарабяска - р. Прут, Бэлць - Унгень, Рени - р. Прут и другие, всего 416 км новых линий.
Резко возросло количество подвижного состава, В июне 1917 года Бендерский участок тяги располагал 253 паровозам и являлся самым большим на Юго-Западной железной дороге. Его паровозный парк почти равнялся Киевскому и Одесскому паркам вмести взятым. Естественно большое развитие получила ремонтно-техническая база.
Таким образом, было практически завершено формирование сети железной дороги Молдовы.